Отличие злоупотребления полномочиями от должностного злоупотребления

Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями

Отличие злоупотребления полномочиями от должностного злоупотребления

СТАТЬИ АРБИР

26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

ОТГРАНИЧЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Прежде всего, отличие ст. 285 УК РФ от ст. 201 УК РФ в субъекте. В примечании 1 к ст.

285 УК РФ дается перечень того, кто относится к должностным лицам: ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-исполнительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ .

В то время как в ст.

201 УК РФ также в примечании 1 указываются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена Совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, субъект ст. 285 УК РФ – должностное лицо, а ст. 201 УК РФ – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Различие данных составов преступлений состоит также в том, кто в учреждениях является собственником: если государство или муниципальное образование, то действие данных лиц является должностным преступлением и будет квалифицироваться по ст. 285 УК РФ. Но есть исключение в виде государственных и муниципальных унитарных предприятий. В коммерческих организациях различных форм собственности или иных организациях ответственность наступает по ст. 201 УК РФ.

Отличие злоупотребления должностных полномочий от ст. 201 УК РФ состоит также в мотивах и целях. В тексте ст. 285 УК РФ содержится указание на мотив – совершение лицом преступления из корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

В тексте ст. 201 УК РФ указывается на цель совершения преступления – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных материальных благ, избавление от расходов.

Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом по реализации желаемых действий.

Таким образом, можно провести разграничение данных составов преступления, взяв за основу субъект, мотив, а также цель преступления.

С.П. Ярославцева, студентка ЮИ ТГУ Научный руководитель – канд. юрид. наук, доцент Н.В. Ольховик

орган местный самоуправление, орган орган местный, государственный орган орган, заинтересованность стремление должностной, местный самоуправление государственный, самоуправление государственный муниципальный, функция коммерческий организация, управленческий функция коммерческий, выполнять управленческий функция, государственный муниципальный учреждение,
выполнять управленческий функция коммерческий, управленческий функция коммерческий организация, местный самоуправление государственный муниципальный, самоуправление государственный муниципальный учреждение, орган местный самоуправление государственный, государственный орган орган местный, орган орган местный самоуправление, характер связать незаконный безвозмездный, незаконный безвозмездный обращение имущество, безвозмездный обращение имущество польза,

Количество показов: 8128

Контакты

Услуги и решения

  

Источник: http://arbir.ru/miscellany/U18S849E55495-%D0%9E%D1%82%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8

Различие между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Отличие злоупотребления полномочиями от должностного злоупотребления

Зачастую противоправные деяния совершаются лицами, которые занимают разные должности. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за превышение и злоупотребление должностными полномочиями. Понятия следует разграничивать, для этого нужно подробно изучить составляющие преступления.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Определение понятий

Злоупотребление полномочиями имеет характерные черты, выражающиеся в том, что чиновник использует власть, которой он наделен против интересов службы. Злодеяние совершается по причине заинтересованности личного характера, сюда относится корысть.

В результате совершения противоправных действий нарушаются права людей либо организаций. Стоит отметить, что подобное нарушение должно иметь существенный характер.

Между деянием / бездействиями чиновника и последствиями, которые наступили, должна быть причинная связь.

При расследовании уголовного дела обратите внимание на компетенцию служащего. Права и обязанности должностного лица содержатся в специализированных актах нормативного характера, уставных документах и прочих бумагах. При составлении процессуальных актов нужно помнить – необходима ссылка на указанные документы.

Превышение характеризуется тем, что чиновник осуществляет деятельность, выходящую явным образом за предел его власти. Последствия такой деятельности выражаются в нарушении прав людей или юридических лиц либо интересов государства и общества. Признак существенности, относящийся к нарушениям, а также причинная связь играют важную роль в рассматриваемом составе.

Виновный должен осознавать, что осуществляет деятельность, которая явным образом выходит за пределы его полномочий. Это говорит о том, что у лица имеется умысел.

Существенность вреда заключается в причинении вреда имуществу, здоровью или жизни, а также психическому состоянию.

Также выражается в нарушении деятельности предприятия (рассматривается привычный темп производства), прав, закрепленных в Конституции, и прочее.

Главное отличие между рассматриваемыми составами заключается в способе совершения злодеяния. Когда говорим о превышении, то преступление может быть совершено путем действия, в то время как злоупотребление осуществляется в активной либо пассивной форме. Помимо этого, разграничение производится по ряду других признаков:

  1. В статье 285 УК РФ чиновник производит деятельность в рамках полномочий, которыми он был наделен соответствующими документами. В статье 286 выполняемые действия не входят в компетенцию, они запрещены, при этом не зависит от того, какова цель их применения.
  2. При превышении не имеет значения, какими мотивами руководствовалось должностное лицо в момент совершения деяния. В это же время злоупотребление характеризуется таким обязательным признаком, как наличие корыстной либо другой заинтересованности личного характера.
  3. Различие заключается в характере наступивших последствий после совершения деяния. В 285 статье обязательным признаком выступает причинение ущерба имущественного характера, в 286 статье данный признак относится к разряду факультативных.

Важно! Правильная квалификация деяния предполагает четкое разграничение составов. В случае, когда следователем неверно было инкриминировано преступление, уголовное дело возвращается руководителем органа, прокурором либо судьей на дополнительное расследование.

Разновидности

Формы и способы, посредством которых совершается злоупотребление полномочий, весьма разнообразны. В их число видов преступлений, регулируемых статьей 285 УК РФ, входит:

  • издание приказов либо распоряжений, которые противоречат законодательной базе;
  • расходование финансов, носящее необоснованный характер;
  • сокрытие недостачи, произошедшей в органе власти;
  • попустительство;
  • прочее.

Во всех перечисленных случаях виновный привлекается к ответственности только при наличии достаточных доказательств, что он руководствовался мотивами корысти или другой заинтересованности.

Превышение полномочий может быть выражено в двух видах. Основанием выделения разновидностей является установленный в законодательстве критерий. Связан он с делением на простые и квалифицированные составы. К признакам квалифицированности относят должности, занимаемые виновными.

В части 2 статьи 286 УК РФ говорится о лицах, состоящих на государственных должностях федерального, регионального и местного значения. Часть 3 характеризуется применением силы, угрозой ее применения либо наступлением последствий, носящих тяжкий характер.

Субъектами здесь выступают чиновники, указанные в частях 1 и 2 рассматриваемой статьи.

Какая ответственность предусмотрена

Ответственность за совершение рассматриваемых деяний устанавливается уголовным законодательством.

Основным критерием, влияющим на назначение наказания, будет являться то, к какому виду относится преступление. В данном случае речь идет о том, простой состав или квалифицированный.

Проблем, на практике, при определении вида не возникает, так как они прямо регламентированы Уголовным кодексом.

При превышении полномочий наказанием для деяния, относящегося к простому виду, является штраф, равный 80 тысячам рублей, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Помимо этого, лицо лишается права занимать определенную должность на протяжении пятилетнего периода.

Когда речь идет о квалифицированном составе, то увеличивается как сумма штрафа, так и срок отбывания. Равны они, соответственно, 300 тысячам и семи годам. Также на определенный период накладывается ограничение на занятие деятельностью. В случае, когда во время совершения преступления человек применял физическую силу либо угрожал расправой, наказание возрастает до десяти лет.

Злоупотребление наказывается согласно санкциям, прописанным в статье 285 УК РФ. Размер наказания является аналогичным тому, что был рассмотрен выше.

Источник: https://ypravo.com/zloupotreblenie-polnomochiyami/i-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij.html

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Отличие злоупотребления полномочиями от должностного злоупотребления

Последнее обновление: 31.01.2020

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. АрхангельскаИванову И.И.Рябова Р.О., проживающего вкв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,Тел. 8922000000
(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Вопрос 36. Злоупотребление полномочиями и их отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Отличие злоупотребления полномочиями от должностного злоупотребления

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основной объект злоупотребления полномочиями (ст.201) – интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом.

Оба состава, как правило, характеризуются и дополнительными объектами, которые в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных экономических интересов граждан, организаций или государства и др.

Основное различие данных составов, помимо объекта, проводится по субъекту. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, может быть только должностное лицо. Субъектом же преступления, предусмотренного ст. 201 УК, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями в обоих случаях включает три обязательных признака:

1) использование субъектом своих служебных полномочий вопреки интересам своей организации (ст.201);

2) наступление последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между деянием и последствием.

Рассматриваемые преступления могут быть совершены как путем действия, активного использования субъектами своих полномочий, так и путем бездействия, когда лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при неисполнении лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность.

Поэтому под использованием служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им должности и т.п.

Деяние, совершенное вопреки интересам службы, – это деяние, не вызываемое служебной необходимостью.

При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом. Соответственно, положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко, как действие (бездействие), связанное с нарушением закона, других правовых норм. Такое поведение нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную. Законные действия (бездействие) руководителей коммерческих и иных организаций, причинившие вред другим организациям в рамках допустимой рыночной конкуренции или политической борьбы, естественно, не влекут никакой ответственности.

Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом.

Такие последствия могут выражаться как в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъект), так и в виде причинения физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями, характер и размер причиненного вреда, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.п.

Злоупотребление полномочиями – преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. В отношении последствий умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий.

Мотивы совершения злоупотребления полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть самыми разнообразными и значения для квалификации не имеют.

Однако законодатель указывает на обязательность наличия целей при совершении преступления такими лицами: извлечь различные выгоды и преимущества имущественного или неимущественного характера для себя или других лиц либо нанести вред другим лицам.

Источник: https://studopedia.su/16_103966_vopros--zloupotreblenie-polnomochiyami-i-ih-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnimi-polnomochiyami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.