Отказ в оказании медицинской помощи не допускается

«Волноваться не стоит». Дмитрий Потопальский — о законопроекте, разрешающем отказывать пациентам в помощи

Отказ в оказании медицинской помощи не допускается

Дмитрий Потопальский высказался о законопроекте, разрешающем медикам отказывать пациентам в помощи. По его словам, поводов для волнения нет.

В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.

30 сентября 2020 года в Государственную Думу Правительство РФ внесло законопроект с изменениями в Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В первом чтении он принят и уже началась основная фаза работы с ним — на базе профильного комитета идет работа над поправками: идут «круглые» столы, делаются публичные заявления, работают профессиональное, экспертное и пациентское сообщества.

Об авторе:

Дмитрий Потопальский

Директор Центра экспертизы в области здравоохранения Дмитрий Потопальский

Какие базовые изменения предлагает Правительство РФ?

Предлагается наделить Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) самостоятельно, минуя страховые медицинские организации (СМО), финансировать работу федеральных медицинских организаций, подведомственных Минздраву России и ФМБА, в рамках базовой программы государственных гарантий в сфере ОМС.

В 2021 году объем таких расходов оплатят почти на 120 млрд рублей. Функции СМО в этом случае ФФОМС возьмет на себя. Правительство РФ считает, что новый порядок финансирования должен повысить доступность медицинской помощи в федеральных клиниках и упростит направление в них пациентов из регионов.

Также предлагается наполовину сократить средства, которые СМО получают за свою работу в сфере ОМС.

Против вносимых изменений Минфин России, Счетная палата, ЦБ РФ, Всероссийский союз страховщиков, СМО.

В обществе вызывает определенную тревожность отдельные планируемые изменения. Например из части 5 статьи 15 ФЗ № 326-ФЗ предлагается исключить запрет для медорганизации отказывать застрахованным лицам в оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

А в пункт 4 статьи 16 включено положение о том, что застрахованные лица имеют право на выбор федеральной медорганизации только при наличии направления лечащего врача из своей поликлиники, либо из федеральной медорганизации.

По мнению некоторых экспертов, эти изменения приведут к дальнейшему ограничению доступности и качества медпомощи.

Стоит ли волноваться из-за вносимых изменений?

Думаю, что нет и вот почему.

Федеральный закон № 326-ФЗ является специализированным нормативным правовым актом в сфере ОМС, в котором медорганизация осуществляет свою деятельность на основании договора на оказание медпомощи и ее оплату по ОМС, т.е. медорганизация оказывает медпомощь в установленном ей объеме и за это получает оплату.

Медпомощь, оказанная сверх установленного объема по договору, фактически никогда не оплачивалась СМО и ТФОМС в Омской области. Отдельные частные клиники через суд добивались оплаты за оказание медпомощи, выполненной сверх установленного объема. Но это не было правилом, это было исключением. 

Вносимый законопроект лишь закрепляет действующий порядок именно в сфере ОМС. Нужно учитывать, что никто не пытается отменить действие основного Федерального закона в сфере здравоохранения № 323-ФЗ (ст. 4, 8, 10, 11):

  •  «…отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
  • «…медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.».

Если медорганизация прямо откажет застрахованному лицу в оказании медпомощи только на основании того, что у нее закончились объемы, оплачиваемые из средств ОМС — ее накажут штрафом, а если пациент станет инвалидом или умрет — должностное лицо медорганизации будет привлечено к уголовной ответственности.

Впрочем, через второе чтение законопроект пройдет с видимыми изменениями и поправками. Все «острые» для общества моменты исключат.

https://www.youtube.com/watch?v=eVSfyGmqWqs

Как я понимаю, планируемые изменения в 326-ФЗ почти не коснутся обычных граждан. Страховые принципы из системы здравоохранения не уйдут, но сама система ОМС по-прежнему имеет избыточного (т.е. «лишнего») участника и кто-то из них должен уйти — либо ФОМС, либо СМО. Сейчас преимущество на стороне ФОМС, он и наступает…

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новости.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.om1.ru/news/society/210991-volnovatsja_ne_stoit__dmitrijj_potopalskijj__o_zakonoproekte_razreshajushhem_otkazyvat_pacientam_v_pomoshhi/

12. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи:

Отказ в оказании медицинской помощи не допускается

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Соблюдение врачебной тайны:

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Источник: https://studfile.net/preview/5874725/page:4/

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Отказ в оказании медицинской помощи не допускается

Конституция Российской Федерации в ст. 41 закрепляет право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь [1].

Охрана здоровья – понятие более широкое, чем медицинская помощь. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) [3], она  представляет собой систему мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового, социального и научного характера.

Значение охраны здоровья заключается главным образом в поддержании и (или) восстановлении здоровья граждан. Под медицинской помощью понимаются действия, направленные на поддержание и восстановление здоровья – преимущественно медицинские услуги.

Российское здравоохранение основывается на таких принципах, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, охраны здоровья детей и профилактики в сфере охраны здоровья; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Конституцией РФ закреплены такие признаки медицинской помощи как бесплатность и многообразие источников финансирования при оказанииее гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом ч. 1 ст.

11 ФЗ № 323 конкретизирует, что бесплатно может быть оказан не весь спектр медицинских услуг, а лишь та часть, которая предусмотрена Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Программа является основой для территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, разрабатываемых субъектами РФ.

В территориальных программах, так же как и в федеральной, предусматриваются условия оказания медицинской помощи: перечень видов помощи, заболеваний и состояний; категории граждан; нормативы финансирования и др.

В рамках Программы гражданам бесплатно предоставляются:

– первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

– специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

– скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

– паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Перечисленные виды помощи, за исключением паллиативной, оказываются гражданам бесплатно за счет средств обязательного медицинского страхования. Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 29 ноября 2010 г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) [4], право на получение бесплатной медицинской помощи удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (далее – полис ОМС).

На практике не конституционные гарантии, а наличие или отсутствие полиса нередко определяет, останется ли человек в определённый момент жив, и не будет ли причинён серьёзный вред его здоровью.

Периодически в новостных сводках можно увидеть информацию о том, что бригада скорой помощи, прибывшая по вызову, отказывает гражданам в госпитализации именно по причине отсутствия у них данного документа.

Один из таких случаев произошел в городе Симферополе республики Крым, где беременной девушке, находившейся в критическом состоянии, было отказано в квалифицированной помощи в связи с отсутствием паспорта и полиса ОМС. Машина скорой помощи, прибывшая по вызову, доставила гражданку в больницу, но там её отказались госпитализировать под разными предлогами. В результате погибли и мать, и её ещё не рождённый ребенок[9].

Такое правонарушение, как необоснованный отказ в медицинской помощи, имеет значительную общественную опасность. Медицинские работники, виновные в данном преступлении, несут уголовную ответственность, предусмотренную ст.

124 Уголовного кодекса РФ, – неоказание помощи больному.

Санкция данной статьи, в зависимости от тяжести преступления, предусматривает, как минимум, наложение крупного штрафа, как максимум, – лишение свободы и право занимать определённые должности [2].

Анализ основополагающих нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан показал, что существует неопределенность в порядке реализации принципа недопустимости отказа в медицинской помощи, поскольку обязательность его применения обусловлена видом и формой оказываемой медицинской помощи.

Согласно ст. 35 ФЗ № 323, при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, гражданам оказывается скорая медицинская помощь в экстренной или неотложной форме.

Понятие экстренной и неотложной форм помощи раскрывается в ст. 32 ФЗ № 323.

Экстренной является медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Такая помощь должна оказываться гражданам безотлагательно и бесплатно (ч. 2 ст. 11 ФЗ № 323). Неотложная помощь оказывается при аналогичных симптомах, если отсутствуют явные признаки угрозы жизни пациента.

Отказ в оказании экстренной медицинской помощи не допускается. При таких обстоятельствах также отсутствует обязанность застрахованных лиц предъявить при обращении за медицинской помощью полис ОМС (ст. 16 ФЗ № 326). В случае же обращения за неотложной помощью такая обязанность сохраняется [6].

Следовательно, наличие или отсутствие угрозы жизни пациента является определяющим критерием при установлении возможности отказа в медицинской помощи, в том числе по причине отсутствия полиса ОМС.

Стоит отметить, что при внезапном ухудшении состояния здоровья полис ОМС может отсутствовать на руках у гражданина.

В таком случае, в зависимости от конкретной ситуации, врач может либо оказать гражданину помощь в экстренной форме с последующей госпитализацией (полис соответственно не требуется), либо, обследовав его и не обнаружив угрозы ухудшения состояния здоровья, отправить к участковому врачу, на приеме которого предъявление полиса ОМС уже будет обязательным [8].

Если полис ОМС утерян или повреждён, то медицинская организация должна направить в территориальный фонд обязательного медицинского страхования ходатайство об идентификации гражданина.

Если выяснится, что гражданин вообще не зарегистрирован в системе обязательного медицинского страхования, то экстренная медицинская помощь всё равно должна быть оказана бесплатно, но за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как видно, во всех перечисленных ситуациях за гражданами сохраняется право на бесплатное медицинское обслуживание при наличии угрозы жизни.

Следует отметить, что полис ОМС может быть оформлен не только в привычной бумажной, но и в электронной форме, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина [5].

Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, гражданам разрешается не получать полис ОМС на материальном носителе.

Об отказе от получения полиса гражданин должен указать в заявлении о выборе или замене страховой организации.

Отсутствие полиса в одной из установленных форм не влечет ограничений в праве на бесплатную медицинскую помощь по системе обязательного медицинского страхования.

Наличие у граждан такого права вступает в противоречие с положениями п. 1 ч. 2 ст. 16 ФЗ № 326, согласно которому застрахованное лицо обязано предъявить полис ОМС при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Правовая коллизия заключается в том, что застрахованное лицо, с одной стороны, имеет право не получать полис ОМС вовсе, однако в случае обращения за медицинской помощью обязано его предъявить согласно федеральному закону.

В случае применения нормативного акта большей юридической силы могут быть необоснованно ущемлены права граждан, отказавшихся от получения полиса ОМС в установленном порядке.

Решением возникающих проблем правоприменительной практики могло бы стать закрепление в федеральном законодательстве особенностей правил обращения и оказания медицинской помощи застрахованным гражданам, официально отказавшимся от получения полиса ОМС.

Список использованных источников:

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

2.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – Ст. 2954.

3.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23 нояб.

4.Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2010. – 3 дек.

5.Письмо Минздрава России от 17 ноября 2016 г. № 17-8/3102029-49381 «Об отказе от полиса обязательного медицинского страхования» // Солидарность. – 2017. – № 4.

6.Приказ Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» // Российская газета. – 2011. – 5 марта.

7.Елина Н.К. К вопросу о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи // Право и бизнес: сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С.

Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина [и др.]; под ред. И.В. Ершовой. ­– М.: Юрист, 2012 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети ИЭиП (филиал) ОУП ВО «АТиСО» в г.

Севастополе.

8.Могут ли отказать в скорой медицинской помощи гражданину без полиса ОМС? // Азбука права: электрон. журн. – 2018 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети ИЭиП (филиал) ОУП ВО «АТиСО» в г. Севастополе.

9.В Симферополе умерла беременная женщина, которой отказали в госпитализации без полиса ОМС // Forpost-Севастополь.ru: ежед. интернет-изд. – 2018. – 22 янв. [Электронный ресурс]­. URL: http://forpost-sevastopol.ru/accident/item/15523-v-simferopole-umerla-beremennaya-zhenshchina-kotoroj-otkazali-v-gospitalizatsii-bez-polisa-oms, свободный (дата обращения: 07.03.2018 г.).

Пеньков Михаил Михайлович

Тульский государственный университет

Научный руководитель:Тумакова С.В., д-р эконом. наук

Институт экономики и права (филиал)

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в г. Севастополе

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 436;

Источник: https://studopedia.net/7_57755_nedopustimost-otkaza-v-okazanii-meditsinskoy-pomoshchi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.