Отказ в медицинском обслуживании

Отказ пациенту в лечении: право или бесправие?

Отказ в медицинском обслуживании

Некоторые законодательные акты РФ вроде бы дают клинике мнимое право отказывать пациенту в лечении по достаточно широкому кругу оснований:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», п. 3 статьи 70 дает право лечащему врачу отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации, если такой отказ не приведет к угрозе жизни пациента. Но такое право дано врачу, а отнюдь не клинике.
  • Гражданский Кодекс РФ, п. 2 статьи 782: Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Но отказ пациенту в лечении, даже, несмотря на, значительную денежную компенсацию, тем не менее, не будет являться законными, несмотря на существующую норму права, так как нанесенный таким отказом вред пациенту может превысить денежную оценку его убытков. Это подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 06.06.2002

№ 115-О, которое дало необходимые комментарии к п. 2 статьи 782 ГК РФ и внесло понимание о возможности реализации отказов именно в сфере оказания медицинских услуг:

  1. Договор о предоставлении платных медицинских услуг согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ признается публичным договором, т.е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;
  2. Признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том, что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Толкуя понятие «возможность» оказания медицинской услуги следует использовать следующие критерии: невозможность обеспечить безопасность и качество услуги, наличие медицинских противопоказаний и иная явная техническая и организационная невозможность оказать услугу.

То есть законными основаниями для отказа пациенту в лечении являются только медицинские основания, но никоим образом не финансово-юридические, например, такие как неоплата пациентом медицинских услуг.

Также примером незаконного основания для отказа пациенту в лечении является несоблюдение пациентом рекомендаций и назначений лечащего врача.

Если пациент не ходит на приемы – это не основание для расторжения договора в одностороннем порядке. Нужно подвести медицинское основание, которым в таком случае может являться наступление факторов, препятствующих оказанию безопасной и качественной услуги.

Должно быть найдено точное медицинское основание и обоснование невозможности оказать пациенту медицинские услуги.

Такое основание может возникнуть как в независимости от вины пациента, так и благодаря его неверному поведению и тогда главной задачей клиники будет являться сбор доказательной базы такой его вины.

Такими «виновными» действиями пациента могут являться: длительные неявки на приемы, несоблюдение предписаний и рекомендаций лечащего врача, невыполнение каких-либо обязательных диагностических процедур и т.п.

Доказательной базой будут служить: докладные о неявке пациента, листы учета посещений пациента, листы учета выдачи рекомендаций, оформленные бланки информированных добровольных согласий, письма на имя пациента с доведением до него информации о небезопасности прерывания начатого лечение. Это даст в дальнейшем возможность, при необходимости, аргументировано доказать вину пациента.

Сбор доказательной базы в любом случае необходим, притом не только для возможности отказать пациенту в лечении, а также для того, чтобы иметь возможность аргументировано доказать, что наступившие негативные последствия в ходе лечения произошли по собственной вине пациента, а не по вине клиники.

Принятие клиникой решения об отказе пациенту в дальнейшем лечении должно быть принято осознанно, с учетом оценки высокого риска острого конфликта, результат которого никогда не будет являться на 100 % гарантированным в случае его судебного разрешения, так как невозможность безопасного оказания медицинской услуги и (или) медицинские противопоказания для ее оказания надо еще суметь обосновать и на «медицинском языке».

Источник: https://kormed.ru/novosti/otkaz-pacientu-v-lechenii-pravo-ili-bespravie/

Может ли медицинское учреждение или его работник отказать в обслуживании платного пациента?

Отказ в медицинском обслуживании

С.И. Поспелова . “Медицинское право”, N 2, II квартал 2006 г.

Если речь идет о возможности отказа в обслуживании пациента, обратившегося в медицинскую организацию частной системы здравоохранения или к частнопрактикующему врачу, а также в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, оказывающее платные медицинские услуги населению, то следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст.

426 Кодекса договор медицинского обслуживания является публичным договором – заключенным юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и устанавливающий их обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация или ПБОЮЛ по характеру своей деятельности должны осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Организация или ПБОЮЛ не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Такой отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении медицинского учреждения или его работника от заключения публичного договора другая сторона (пациент) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Если рассматривать этот вопрос применительно к медицинскому работнику некоммерческой медицинской организации (медицинского учреждения) следует руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ. Ответ будет зависеть от того, в основное рабочее время или в свободное от работы время оказываются платные услуги.

Выполнение работы сверх основного рабочего времени (сверхурочная работа) по инициативе работодателя допускается лишь с согласия работника (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса РФ и ситуаций угрозы жизни и здоровью пациента).

В такой ситуации медицинский работник имеет право отказаться от оказания платной медицинской услуги.

При обслуживании платных пациентов в основное рабочее время в пределах нормальной нагрузки, работники не вправе отказаться от обслуживания. Отказ в этом случае будет расцениваться как неисполнение работником своих трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. А ст.

56 предусматривает, что работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности), соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Работник имеет право отказаться от выполнения работ только в определенных законом случаях, в частности, когда имеет место принуждение к выполнению работ, не предусмотренных трудовым договором (ст. 60 Трудового кодекса РФ).

В случае же, когда речь идет об обслуживании платных пациентов за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, следует руководствоваться ст. 149 и 152 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с указанными статьями при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. В качестве такой доплаты может выступать дополнительная оплата за счет средств, полученных от оказания платных услуг. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимая по совместительству, оплачивается в зависимости от проработанного времени или выработки.

Источник: http://anoufriev.ru/archives/335

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.