Отказ предоставить информацию

Отказ в предоставлении информации: гражданину или СМИ по запросу, ответственность по КоАП РФ

Отказ предоставить информацию

По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.

ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.

Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления — взяточничестве.
Отказ в предоставлении информации несет для должностного лица ответственность перед законом.

К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.

Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.

Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.

То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:

  • умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
  • избегание разговора любой ценой;
  • ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
  • молчание в ответ на запрос.

Статья 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Статья 5.39 КоАП РФ

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

По УК РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ это подчеркивается.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними.

Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д. Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст.

285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина.

Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

ПО КоАП РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует административную ответственность за указанные правонарушения.

4. Объектом правонарушений, предусмотренных в настоящей статье, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни. Объективную сторону правонарушения составляет совершение всех указанных в статье действий (бездействия).

5. Субъектом этих правонарушений являются должностные лица. Правонарушение совершается, как правило, умышленно. В отдельных случаях возможна вина в форме неосторожности.

Источник: https://mfc365.ru/ugolovnoe-pravo/otkaz-v-predostavlenii-informatsii-grazhdaninu-ili-smi-po-zaprosu

Как правильно отказать в предоставлении информации по требованию налогового органа

Отказ предоставить информацию

С 1 июля возобновился обычный порядок налоговых проверок, и многие компании уже в первые дни июля получили объемные многостраничные требования, в которых налоговики (чаще всего со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ) запрашивают всё, что можно запросить по компании, и, как правило, за несколько лет работы.

Главные бухгалтеры, налоговые консультанты и иногда даже сами руководители компаний на тематических форумах не перестают бурно спорить о том, стоит ли предоставлять информацию, всю или не всю, что будет, если не дать, и как найти время, чтобы собрать такое количество документов в отведенный срок.

Эти вопросы являются вечными, и каждая компания решает их в меру своего опыта, страхов и квалификации ответственных сотрудников)

✨Используя свой опыт работы в налоговых подразделениях различных компаний, а также опыт работы в самой системе налоговых органов, в качестве своего мнения по данной проблеме прокомм

ентируем, что, как и в большинстве жизненных и рабочих ситуаций, самые правильные решения – это те, которые позволяют придерживаться РАЗУМНОГО БАЛАНСА, не впадая в крайности.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/upravnalog/kak-pravilno-otkazat-v-predostavlenii-informacii-po-trebovaniiu-nalogovogo-organa-5f02d2e22f1ee967c00c8960

Неправомерный отказ в предоставлении информации по запросу гражданина: ответственность по статье 140 УК РФ, образец письма

Отказ предоставить информацию

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность для гражданина ознакомиться с теми нормативными актами и документами, которые затрагивают в той или иной мере интересы такого человека.

Если такая информация не предоставляется, это можно расценивать как нарушение норм Конституции, а также совершение нарушения действующего законодательства, что влечет за собой привлечение к административной или уголовной ответственности.

Каким образом можно привлечь за совершение такого правонарушения и какие меры ответственности предусмотрены за него?

Что подразумевается под отказом в предоставлении информации?

Отказ в предоставлении информации – это правонарушение, которое осуществляется уполномоченными государственными органами. Главное содержание такого правонарушения заключается в том, что происходит нарушение конституционного права человека на получение информации о тех нормативных актах и документах, которые могут оказывать влияние на жизнь человека.

Ознакомиться с такими документами человек может в любой момент по своему требованию. В случае если его право нарушается неправомерным отказом, уполномоченных должностных лиц можно привлечь к ответственности за такое правонарушение в соответствии с нормами уголовного или административного законодательства.

Если речь идет о проведении специализированных проверок, которые осуществляются контролирующими органами, то можно говорить о необходимости предоставления информации проверяющим.

В случае отказа в предоставлении такой информации к ответственности будут привлекаться те должностные лица, в чьи обязанности входит предоставление такой информации.

Нормы права

Регулирование процедуры привлечения к ответственности находится в ведении трех нормативных актов:

  • Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 5.39 которого происходит привлечение к административной ответственности должностных лиц за непредоставление информации, передача которой предусмотрена положениями действующего законодательства;
  • Уголовного Кодекса Российской Федерации, статья 140 которого привлекает к ответственности должностных лиц за отказ от предоставления к ознакомлению той информации, которая была собрана в установленном законом порядке (например, к такой ответственности могут быть привлечены следователи в случае отказа в предоставлении к ознакомлению информации по конкретному уголовному делу, если запрос о таком предоставлении был составлен привлеченным к уголовному преследованию лицом или его адвокатом);
  • Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации, который регулирует процедуру привлечения к ответственности по уголовному преступлению.

Меры ответственности

Степень той или иной меры ответственности, которая будет назначена должностному лицу, определяется судом, исходя из квалификации конкретного дела.

Если речь идет о привлечении к ответственности в рамках Кодекса об административных правонарушениях, то в соответствии с положениями статьи 5.39 в качестве наказания будет применен штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Наложение такого наказания происходит на то должностное лицо, на которое в соответствии с регламентами конкретной организации возложено обязательство в предоставлении такой информации.

Если речь идет о совершении преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации, то в качестве наказаний рассматриваются:

  • штраф с максимальным размером до двухсот тысяч рублей;
  • лишение права занимать определенные должности с диапазоном наказания от двух до пяти лет.

Привлечение к ответственности происходит на основании результатов проверки выявленного правонарушения со стороны контролирующих органов, в частности, Прокуратуры Российской Федерации.

Порядок отказа в предоставлении информации

В некоторых случаях, например, когда речь идёт о невозможности предоставить ту или иную информацию без нарушения законодательства, предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным.

Чаще всего подобные ситуации происходят по причине того, что открытие такой информации может вызвать нарушение банковской, коммерческой, врачебной и иных видов профессиональных тайн, охраняемых законом.

В случае если складывается подобная ситуация, необходимо подготовить специальный документ. В каждой организации он именуется по-разному, однако его цель во всех случаях одна: не нарушая действующего законодательства, отказать в предоставлении той или иной информации, которую необходимо предоставить по оформленному запросу.

Для того чтобы нарушений законодательства в таком документе не было зафиксировано, необходимо указать следующие данные:

  • наименование того документа, на который оформляется ответ с отказом, а также данные о том лице, кто выступил в качестве автора документа с запросом;
  • перечисление сведений, о предоставлении которых говорится в запросе, на который готовится ответ;
  • указание тех нормативных актов, которые могут быть нарушены в случае распространения сведений, которые требуются в запросе;
  • при необходимости могут быть перечислены санкции, которые назначаются в качестве наказания за разглашение таких сведений.

При составлении такого отказного документа следует помнить, что отказать в предоставлении для ознакомления с информацией можно только в том случае, если речь идёт о нарушении одной из охраняемых законом тайн. В остальных случаях такой отказ будет считаться неправомерным.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-lichnosti/predostavlenie-informatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.