Особый порядок производства по уголовным делам

Уголовно-процессуальное право

Особый порядок производства по уголовным делам

Одним из принципов правосудия является принцип всеобщего равенства перед законом и судом. Он закреплен в Конституции РФ.

Сущность данного принципа состоит в том, что равенство прав человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

Этот принцип действует во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства во всех его стадиях, распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан, лиц без гражданства, не только на отношения гражданина с судом, но и с дознавателем, следователем, прокурором.

Принцип всеобщего равенства перед законом и судом гарантируется также положением о едином суде и едином праве.

В современном Российском государстве нет судов, которые обеспечивали бы привилегии одной категории либо, наоборот, ограничивали права и интересы другой категории лиц.

В Российской Федерации судебная система является единой, граждане реализуют конституционное право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ), обращаясь в одни и те же суды.

Вместе с тем в Российской Федерации, как и в других современных правовых государствах, в отношении отдельных категорий должностных лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства, установлены некоторые процессуальные особенности, связанные с их уголовным преследованием.

Такие особенности установлены в отношении ряда выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти Российской Федерации (депутатов, судей, бывшего президента, должностных лиц органов следствия.

прокуроров и др.). В своей совокупности эти особенности устанавливают гарантии процессуальной неприкосновенности указанных лиц от необоснованного уголовного преследования и осуждения за их принципиальную позицию при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с выполнением государственных обязанностей.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ1См., например, постановление от 24 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР, определение от 27 декабря 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 116, 211, 218, 219 УПК РСФСР, определение от 14 декабря 2004 г.

№ 252-О, определение от 14 декабря 2004 г. № 392-О.

, установление процессуальной неприкосновенности рассматриваемой категории лиц является не личной привилегией гражданина, занимающего ту или иную должность, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов парламентской, депутатской деятельности, интересов правосудия.

Эти гарантии впервые закреплены в УПК РФ в главе 52, которая называется «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» (ст. 447-452).

В настоящее время УПК РФ наделяет процессуальным иммунитетом более 30 категорий должностных лиц в случае вовлечения их в уголовное судопроизводство в качестве подозреваемых или обвиняемых или при производстве некоторых следственных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения. Основной перечень этих лиц дан в ст. 447 УПК РФ.

Исходя из особенностей должностного статуса, который занимают эти лица в системе государственного механизма и гражданском обществе, их можно классифицировать на следующие группы.

1. Должностные лица законодательных (представительных) органов Российской Федерации и государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также зарегистрированные кандидаты в депутаты.

В эту группу входят: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы: депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ: депутаты, члены выборных органов местного самоуправления и выборные должностные лица органов местного самоуправления; зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

2. Судьи и привлекаемые в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представители народа.

В их числе: судьи Конституционного Суда РФ: судьи федеральных судов общей юрисдикции (Верховного Суда РФ: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов: районных судов: военных и специализированных судов); судьи федеральных арбитражных судов (Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитражных апелляционных судов; арбитражных судов субъектов РФ); судьи судов субъектов РФ (конституционных (уставных) судов субъектов РФ; мировые судьи); присяжные и арбитражные заседатели (в период осуществления ими правосудия).

3. Должностные лица Счетной палаты РФ2Счетная палата — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ).: Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, аудиторы палаты.

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ.

6. Должностные лица органов, осуществляющих предварительное следствие (Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов, следователи), а также прокуроры и адвокаты.

7. Члены избирательных комиссий и комиссий референдума (с правом решающего голоса).

Таков круг лиц, установленный ст. 447 УПК РФ. Однако перечень лиц, в отношении которых при производстве по уголовным делам законодательством предусмотрены дополнительные гарантии защиты правовых интересов, обусловленных их должностным статусом, не исчерпывается ст. 447 УПК РФ.

Так, процессуальным иммунитетом наделен действующий Президент РФ, который в соответствии со ст. 91 Конституции РФ обладает неприкосновенностью.

Выдвижение против него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления возможно в порядке, установленном Конституцией РФ, поэтому в категорию лиц, установленных ст. 447 УПК РФ, он не вошел.

В Счетной палате РФ есть еще одно должностное лицо, которое хотя и не включено в ст. 447 УПК РФ, но тоже пользуется определенным процессуальным иммунитетом, — это инспектор аппарата Счетной палаты. В соответствии со ст.

29 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» он при выполнении служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты РФ.

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратиться к положениям ст. 151 УПК РФ. В полп. «в» п. 1 ч. 2 и п. 7 данной статьи изложены правила, которые следует рассматривать в качестве особенностей производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами (оперативными уполномоченными, участковыми уполномоченными, дознавателями и т.д.

) органов внутренних дел, ФСБ, ФСКН, других силовых правоохранительных структур, военнослужащими и другими категориями лиц, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Суть этих особенностей сводится к тому, что предварительное следствие и дознание по делам указанной категории лиц независимо от их подследственности ведут следователи Следственного комитета РФ.

В настоящей главе речь будет идти об особенностях производства по уголовным делам в отношении только тех лиц, которые указаны в ст. 447 УПК РФ.

Эти особенности касаются:

  1. порядка возбуждения уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ;
  2. привлечения их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  3. задержания некоторых лиц из указанной категории в качестве подозреваемых;
  4. избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  5. производства отдельных следственных действий.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne144.htm

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Особый порядок производства по уголовным делам

1.

Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.

1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.

2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.

Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

1.

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

2.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

3.

Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 1 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” ).

——————————–

См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

4.

Депутат – это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании (п. 13 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).

5.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ (п. 47 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).

6.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 49 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).

7. Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании на муниципальных выборах.

Причем должностным лицом местного самоуправления считается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст.

2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

8. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”).

К числу лиц, на которых распространяется неприкосновенность судьи, законодатель также отнес судей, пребывающих в отставке (абз. 2 п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации” ).

Таким образом, под судьей в настоящей статье понимается не только должностное лицо, осуществляющее правосудие. Судья, находящийся в отставке, правосудие осуществлять не вправе .

——————————–

См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 14-П “По делу о проверке конституционности статьи 7.

1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина” // Собр. законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3998.

9. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6), и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, Федеральным законом от 20 апреля 1995 г.

N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” и Федеральным законом “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации” гарантии неприкосновенности судьи в полном объеме распространяются на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия.

10.

Судьей Конституционного Суда РФ является гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, назначенный на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. ст. 8, 9 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).

11.

Мировой судья – это гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, назначенный (избранный) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избранный на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

12.

Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

13.

Заместитель председателя Счетной палаты – это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов назначенный на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 5 Федерального закона “О счетной палате Российской Федерации”).

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения (ст. 6 Федерального закона “О счетной палате Российской Федерации”).

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством от общего числа депутатов Государственной Думы тайным анием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в коммент. ст.

, именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи”).

17. Кандидат в Президенты РФ – это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом “О выборах Президента Российской Федерации” порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

Источник: https://zknrf.ru/upk-rf/CHAST-CHETVERTAYA/Razdel-XVII/Glava-52/Statya-447/

Особый порядок производства и оформления процессуальных действий при расследовании преступлений

Особый порядок производства по уголовным делам

В систему уголовного процесса входят и особые производства, которые включают в себя:

    1. особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (глава 50 УПК);
    2. особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера (глава 51 УПК);
    3. особенности производства в отношении отдельных категорий лиц (глава 52 УПК).

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются:

    1. возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
    2. условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
    3. влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение).

Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера

Ст. 433 ГПК устанавливает основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера.

Производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в п. “б” – “г” части первой ст. 99 УК РФ, осуществляется в отношении лица:

    1. совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или
    2. у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

В этом случае производство предварительного следствия обязательно.

Принудительные меры медицинского характера назначаются в случае, когда психическое расстройство лица связано

    • с опасностью для него или других лиц либо
    • возможностью причинения им иного существенного вреда.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

    1. время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;
    2. совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом;
    3. характер и размер вреда, причиненного деянием;
    4. наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;
    5. связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

При установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар.

Помещение лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар производится судом в порядке, установленном статьей 203 Кодекса.

Выделение уголовного дела

Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном статьей 154 Кодекса.

Лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, должно быть предоставлено право лично осуществлять принадлежащие ему и предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса процессуальные права, если его психическое состояние позволяет ему осуществлять такие права. При этом учитываются заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение психиатрического стационара. Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.

В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле.

Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц

Ст. 447 ГПК РФ устанавливает что особый порядок применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

  1. членов законодательного (представительного) органа государственной власти РФ и субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  2. судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
  3. Председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
  4. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  5. Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
  6. прокурора;
  7. Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
  8. руководителя следственного органа;
  9. следователя;
  10. адвоката;
  11. члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
  12. зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных выше лиц, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, имеет усложненный порядок принятия.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

    • в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;
    • в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;
    • в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;
    • в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
    • в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
    • в отношении иных судей – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
    • в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
    • в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;
    • в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
    • в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
    • в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

    1. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.

    2. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении

    • зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации – с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации,
    • зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном статьей 448 Кодекса, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица, за исключением случаев, предусмотренных статьей 452 Кодекса, направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной статьями 31-36 Кодекса.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobiy-poryadok-proizvodstva-i-oformleniya-protsessualnich-deystviy-pri-rassledovanii-prestupleniy

Особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде

Особый порядок производства по уголовным делам

В российское законодательство введено правило, позволяющее серьезно упростить процедуру определения наказания преступнику за уголовное правонарушение. Называют таковую: «особый (то есть отличный от обычного) порядок рассмотрения уголовного дела в суде». Методика применяется в двух случаях:

  • в отношении преступлений, за которые максимальное наказание не превышает 10 лет тюрьмы;
  • при наличии досудебного соглашения с обвиняемым о сотрудничестве со следствием.

Порядок облегчает не только слушание дела. Он предполагает назначение наказания на льготных условиях, то есть уменьшение сроков. Разберем, кто и как может воспользоваться особым порядком, какие преимущества он дает обвиняемому и как на практике реализуется процедура.

В рамках российского правового поля существует определенный порядок рассмотрения уголовных дел судами. Он предполагает участие в заседании двух противоборствующих сторон – обвинения и защиты.

Суд выясняет суть дела из аргументов прокурора, адвоката, свидетелей, экспертов и иных лиц. Обычный метод основан на принципе справедливости наказания, но занимает длительное время.

Рассмотрение дела может длиться годами.

Определение: особый порядок судебного разбирательства – это альтернативная процедура.

Она значительно проще обычной. Применяется исключительно судами первой инстанции (районными, мировыми и иными).

В ходе расследования дел в особом порядке ставится та же цель – определение степени виновности подозреваемого. Однако следственная процедура сокращается с согласия трех заинтересованных сторон:

  • обвиняемого;
  • официального и частного обвинителей (прокуратуры и жертвы).

Применяется особый порядок уголовного судопроизводства в двух случаях, описанных в статьях Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ). Законодатель так описывает условия применения особого производства:

  • согласие подозреваемого с обвинением (глава 40 УПК);
  • заключение досудебного соглашения со следствием (глава 41 УПК).

Вводя в правовое поле особую процедуру, законодатель преследовал такие цели:

  • сокращение времени разбирательства проступка подозреваемого в ситуации, когда у сторон нет противоречий;
  • высвобождение рабочего времени судей первой инстанции;
  • достижение справедливости назначаемых наказаний в ускоренном варианте.

Подсказка: особый порядок предусматривает отказ от некоторых стадий обычного процесса.

Так, в ходе рассмотрения уголовных дел суд не углубляется в тонкости и нюансы обстоятельств нарушения закона.

Основания для применения

Принцип справедливости требует, чтобы все стороны разбирательства достигли соглашения о применении упрощенной методики. Поэтому рассмотрение уголовного дела в рамках 40 главы УПК происходит при соблюдении таких основных условий:

  1. Получение письменного согласия от пострадавшего на упрощение процедуры.
  2. Отсутствие возражений у стороны обвинения.
  3. Подозреваемый по доброй воле заявляет ходатайство о применении упрощенной процедуры (письменно) после совещания с адвокатом.
  4. Максимальное наказание по статье, вмененной преступнику, не превышает 10 лет лишения свободы.
  5. Обвиняемый четко понимает ограничения особого судебного производства.
  6. По данному делу нет оснований для прекращения.
  7. Обвинение собрало исчерпывающую доказательную базу.

Особый порядок судебного разбирательства в рамках главы 41 УПК применяется при следующих основных условиях:

  1. Инициативное обращение к следствию подозреваемого с письменным ходатайством, одобренным стороной защиты.
  2. Соблюдение граничных сроков составления соглашения: с момента начала дознания до окончания предварительного следствия.
  3. Наличие в тексте ходатайства конкретной информации о том, как именно подозреваемый станет помогать сотрудникам правоохранительных органов в ходе расследования.

Важно: прокуратура предоставляет в суд развернутое представление, в тексте которого приводится анализ деятельности обвиняемого в рамках соглашения со следствием.

А именно:

  • степень и характер участия в раскрытии преступления, в котором обвиняется человек;
  • наличие/отсутствие личных рисков для подозреваемого в ходе расследования;
  • количество выявленных нарушений закона и возбужденных дел по показаниям подозреваемого и пр.

Прокуратуре отводится трое суток на вынесение решения о применении особой процедуры к человеку, согласившемуся на сотрудничество со следствием. Кроме того, таковое возможно только в том случае, если подозреваемый признал себя виновным во вменяемом преступлении.

Процедура назначения особого производства

С целью недопущения давления на обвиняемых и нарушения принципа справедливости законодатель подробно описал порядок рассмотрения уголовного дела в рамках упрощенной методики. Таковой предусматривает следующее:

  1. Заявить о желании применения упрощенной схемы должен подозреваемый. Сделать он это может в двух случаях: в период проведения дознания и на предварительном слушании.
  2. Обвиняемый заявляет ходатайство в письменном виде. В тексте он просит об особом порядке судебного разбирательства. Причем документ должен завизировать адвокат.
  3. Следователь обязан разъяснить подозреваемому, что такое особый порядок судебного разбирательства. Кроме того, человека информируют об ограничениях, предусмотренных при его применении. Мнение подозреваемого фиксируется в письменной форме.
  4. Ходатайство обвиняемого рассматривается прокурором. Служащий данного органа правопорядка отвечает за соблюдение прав подозреваемого в ходе дачи согласия на упрощенную процедуру.

Внимание: подозреваемому дается право отказаться от заявленного ходатайства.

Он может отозвать документ в ходе расследования или предварительного судебного заседания. В таком случае особый порядок судебного разбирательства будет отменен. А разбирательство при согласии обвиняемого продолжится обычным способом.

Рассмотрение уголовных дел происходит несколько иначе, чем при использовании обычной процедуры. В особом порядке не предусмотрено погружение суда во все нюансы, предусмотренные в уголовном процессе. Суд проводит следующие процедуры:

  1. Устанавливает личность обвиняемого.
  2. Еще раз разъясняет права человека, в том числе положение статьей УПК РФ об особом порядке.
  3. Запрашивает стороны о наличии возражений. Если таковые имеются, то выносится решение о том, что рассмотрение данного уголовного дела в судебном заседании пройдет обычным способом.
  4. Предоставляет слово стороне обвинения для оглашения позиции.
  5. Спрашивает мнение подозреваемого. Если последний отказывается признать вину, то особый порядок производства отменяется. Его применение возможно только по уголовным делам, в которых виновность признана добровольно. Слушание переносится на пять дней и происходит обычным способом.
  6. Если обвиняемый признается в совершении уголовного деяния, то слово опять предоставляется прокурору. Последний обязан предоставить полную характеристику подозреваемого в разрезе наличия судимостей, вредных пристрастий, семейного положения и иных важных для суда факторов, в том числе смягчающего свойства.
  7. Проводятся прения сторон, в ходе которых прокурор выдвигает обвинение и просит о наказании, а адвокат ходатайствует о снисхождении.
  8. Последнее слово предоставляется обвиняемому.
  9. Суд удаляется в совещательную комнату.

Если заслушивается дело о виновности подозреваемого, заключившего соглашение о сотрудничестве со следствием, то последовательность не меняется. Суд обязан убедиться, что ни у одной из сторон нет возражений против упрощенной процедуры.

Про разновидности вины в уголовном праве мы подробнее рассказали здесь.

Для сведения: зачастую возражает против упрощенного слушания пострадавший.

Дело в том, что в статье 316 УПК приведена норма, о сокращении наказания преступнику. Таковое не может превышать 2/3 максимального срока.

При упрощенной процедуре не разбираются все обстоятельства совершения преступления. Это накладывает на суд дополнительную ответственность.

Ведь по общим принципам уголовного законодательства наказание назначается только в том случае, когда судья твердо уверен в виновности человека. Упрощенная процедура не раскрывает полной картины правонарушения.

У судьи могут возникнуть сомнения, если обвинение не приведет достаточной доказательной базы. В такой ситуации суд имеет право остановить заседание и поменять порядок его ведения.

Рассмотрение уголовного дела не всегда заканчивается приговором. Законодатель не ограничивает суд видом принимаемого решения. Однако логика уголовного законодательства приводит к следующему:

  1. Наказание назначается только в том случае, когда суд полностью уверен в виновности человека.
  2. Если есть сомнения, то суд назначает слушания по общей методике.
  3. Также он поступает, если приходит к выводу о невиновности подозреваемого.

Таким образом, в рамках особой процедуры человек может получить только обвинительный приговор. Значит, соглашаться на применение таковой логично, если нет никаких надежд на оправдание. На практике именно так и поступают. Если адвокат не видит никаких зацепок для защиты клиента, то советует ходатайствовать об упрощении процедуры рассмотрения. Это позволяет:

  • сэкономить время и силы;
  • потенциально уменьшить срок;
  • предотвратить переквалификацию статьи на более строгую.

Отдельно стоит разобрать ограничение максимального наказания десятью годами. Таковое не говорит о том, что упрощенная процедура невозможна при обвинении в тяжком или особо тяжком проступке.

Суд смотрит на пункт статьи, указанной прокурором. Если максимальный срок за правонарушение не превышает 10 лет, то упрощение метода рассмотрения возможно.

Например, за обычное похищение человека могут судить особым способом, а за квалифицированное – нет.

Особенности обжалования

Основания для подачи апелляции и кассации описаны в статье 398.15 УПК. Если при рассмотрении применен особый порядок, то осужденный предупреждается об ограничениях при обжаловании решения. Так, по его уголовному делу в апелляции или кассации нельзя будет сослаться на несоответствие выводов суда и обстоятельств дела. По иным обстоятельствам обжаловать приговор возможно.

 Паняева Надежда

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/ugolovnyj-process/rassmotrenie-ugolovnogo-dela-v-osobom-poryadke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.