Особенности режима в воспитательных колониях

Что такое воспитательная колония: виды, отбывание наказания – статьи

Особенности режима в воспитательных колониях

К сожалению, несмотря на то, что показатели преступности в Российской Федерации на порядок ниже, нежели чем в Африканских, Азиатских, а также некоторых Европейских стран, эти цифры всё равно носят катастрофический характер.

При этом статистические показатели крайне высоки и по преступности среди несовершеннолетних лиц, и по показателям за период с января по август 2020 года уже выявлено более 26.000 подростков, совершивших преступления различной степени тяжести.

И до конца года эти показатели лишь увеличатся, так как «пиковые нагрузки», приходящиеся на каникулы, предновогодние и новогодние праздники и выходные, ещё впереди.

В силу тяжести предусмотренных режимов содержания взрослых преступников в исправительных учреждениях помещать в них лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в принципе, невозможно.

Именно поэтому исполнительной системой нашей страны для целей исправления и последующей адаптации в обществе подростков-преступников предусмотрены специализированные учреждения (колонии) воспитательного типа, которые на порядок мягче, нежели условия в исправительных колониях и тюрьмах для взрослых. В настоящей статье речь как раз и пойдёт об особенностях содержания несовершеннолетних лиц в воспитательных колониях, а также о том, чем они примечательны и о том, какое питание получают подростки, попавшие в данную сложную ситуацию.

Порядок отбывания наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Общие сведения

В исправительную колонию, как правило, попадают те несовершеннолетние преступники, которые будучи осуждены, совершили ещё одно намеренное преступление. Также эта мера исправительного наказания применяется и к переведённым с лёгкого или, наоборот, строго режима.

Важно понимать, что дети часто не до конца понимают последствия своих действий, идя по пути проб и ошибок. В случае отсутствия родительского контроля, это часто приводит к плачевным последствиям – несовершеннолетние становятся преступниками и попадают в колонию.

В этом случае необходимо не только наказание, но работа по исправлению поведения ребёнка. Это и есть главная цель воспитательных колоний.

Что такое воспитательная колония для несовершеннолетних?

По сути, детская воспитательная колония является вариантом исправительной колонии, с режимом, схожим с таковым в учреждениях для взрослых преступников. Но учитывается возраст заключённых и необходимость применения к ним особого подхода, связанного с процессом формирования личности ребёнка. Конкретно, такой подход должен преследовать следующие цели:

  • привить привычку сосуществовать с другими людьми мирно;
  • научить оценивать себя в сравнении с другими заключёнными;
  • дать образование в рамках базовых стандартов и дополнительных занятий по интересам;
  • обучить навыкам, с помощью которых можно зарабатывать на жизнь, не нарушая закон;
  • приобщить к общественной жизни с помощью творчества и самодеятельности.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды.

Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Для кого предназначены

В воспитательных колониях для несовершеннолетних раздельно содержатся девочки и мальчики. Женских колоний в России только две, а мужских – 21.

Суд направляет в такие колонии за совершение преступлений, указанных в особой части УК РФ. В этом случае в колонию могут отправить с 14 лет, если суд решит, что условия жизни ребёнка и его окружение не способствуют его исправлению. На основании этого будет признано, что наказание в виде условного срока нецелесообразно, а нужно отправить его в воспитательную колонию.

Что говорят молодые люди после освобождения из воспитательной колонии?

В колонии была и остается актуальной проблема насилия. По свидетельствам очевидцев, за любую провинность на «малолетке» можно получить от «блатных».

Бывшие колонисты рассказывают ужасающие случаи о том, как одного парня несколько человек избили за то, что тот случайно взял чужой чайный пакетик, или о том, как жертв скидывали в тумбочках с третьего этажа.

Молодые люди получали тяжелые увечья, становились инвалидами, при этом руководство колонии бездействовало…

Но есть и те юноши и девушки, которые попали в более благоприятные условия и даже нашли на зоне наставников. Одна девушка, рассказывая о своей жизни на «малолетке», признается: каждый день, просыпаясь утром, она чувствует, как сложна «вольная» жизнь, и понимает, что никто не будет нянчиться с ней, как на зоне, никто не будет помогать с принятием решений…

Что касается трудоустройства после воспитательной колонии, многие молодые люди говорят, что оно вполне возможно, главное — не опускать руки и продолжать искать.

Список воспитательных колоний для несовершеннолетних в России:

Алексинская воспитательная колония Ангарская воспитательная колония Арзамасская воспитательная колония Архангельская воспитательная колония Белореченская воспитательная колония Биробиджанская воспитательная колония Бобровская воспитательная колония Брянская воспитательная колония Ижевская воспитательная колония Камышинская воспитательная колония Канская воспитательная колония Кизилюртовская воспитательная колония Кировградская воспитательная колония Колпинская воспитательная колония Мариинская воспитательная колония Можайская воспитательная колония Находкинская воспитательная колония Новооскольская воспитательная колония Новосибирская воспитательная колония Пермская воспитательная колония Стерлитамакская воспитательная колония Томская-2 воспитательная колония Тюменская воспитательная колония

Режимы

Режим в колониях для несовершеннолетних отличается от взрослых тюрем. Есть два основных вида:

  • Общий. Он применяется ко всем девочкам, вне зависимости от рецидивов в их преступном поведении, а также к мальчикам, совершившим преступление в первый раз;
  • Усиленный. Применяется к мальчикам, которые повторно попали в колонию.

В зависимости от вида режима определяются и условия содержания в воспитательной колонии для детей.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/vospitatelnye-kolonii-vidy.html

Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах

Особенности режима в воспитательных колониях

В воспитательных колониях (ст. 132—142 УИК РФ) отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также лица старше 18 лет, оставленные в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до 21 года.

В обычных условиях отбывают наказание поступившие в колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления в период отбывания лишения свободы, а также переведенные из облегченных, льготных или строгих условий.

В строгие условия по прибытии в колонию помещаются осужденные, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, и осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.

Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу.

В строгих условиях отбывают также наказание злостные нарушители режима, переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. Из строгих условий в обычные осужденные переводятся по отбытии шести месяцев при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе.

При отсутствии взысканий за нарушения режима и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий в облегченные по отбытии: а) трех месяцев — все лица женского пола и лица мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы; б) шести месяцев—лица мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы.

Для подготовки к освобождению из облегченных условий осужденные переводятся в льготные. Осужденным, находящимся в льготны условиях, может быть разрешено проживание за пределами колонии без охраны, но под надзором. В этом случае они могут носить гражданскую одежду и пользоваться наличными деньгами.

Лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся: из обычных условий — в строгие; из облегченных — в обычные или строгие; из льготных — в обычные.

Различия в условиях отбывания наказания в воспитательных колониях видны из сравнительной таблицы.

За хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным наряду с предусмотренными ст. 113 УИК РФ могут применяться следующие меры поощрения:

  1. предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии;
  2. предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;
  3. досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.

Осужденным, которым в порядке поощрения предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии или право выхода за пределы колонии в сопровождении родителей пли других близких родственников, выдается принадлежащая им гражданская одежда. Посещение осужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, проводимых в ночное время, не допускается. Продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии устанавливается начальником данной колонии, но не может превышать восьми часов.

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к несовершеннолетним осужденным могут применяться наряду с предусмотренными п. «а» и «б» ч. 1 ст. 115 УИК РФ следующие меры взыскания: а) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца; б) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.

Осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение.

Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. К осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор, могут применяться все меры взыскания, кроме водворения в дисциплинарный изолятор.

Досрочное освобождение осужденного из дисциплинарного изолятора применяется начальником воспитательной колонии или лицом, его замещающим, в воспитательных целях или по медицинским показаниям.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники воспитательных колоний или лица, их замещающие.

Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; г) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

Воспитатели отделений имеют право применять следующие меры поощрения: а) благодарность; б) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения.

Начальники отряда имеют право применять следующие меры взыскания: а) выговор; б) лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца.

Воспитатели отделений имеют право объявлять выговор.

В целях закрепления результатов исправления, завершения общего и профессионального образования лица, достигшие 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до 21 года.

На этих лиц распространяются все правила отбывания наказания, установленные для несовершеннолетних. Оставление в воспитательной колонии производится с санкции прокурора.

Лица, достигшие возраста 21 года, по постановлению начальника колонии переводятся в исправительную колонию общего режима или в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как колония общего режима (если он имеется).

Отрицательно характеризующиеся лица, достигшие 18 лет, переводятся в исправительную колонию общего режима или в изолированный участок воспитательной колонии. Решение о переводе в исправительную колонию общего режима принимается судом по представлению администрации колонии в порядке ст. 399 УПК РФ.

Исполнение наказания в отношении несовершеннолетних обладает значительной спецификой, поэтому для воспитательных колоний существуют свои Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (утверждены приказом Минюста России от 29.07.2002 г. №210).

Источник: https://isfic.info/samet/funt67.htm

Колония для несовершеннолетних

Особенности режима в воспитательных колониях

Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений.

В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создана специальная тюрьма.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Со скольки лет сажают в колонию для несовершеннолетних, и какие виды детских колоний бывают – на эти вопросы Вы найдете ответ в данной статье.

Что такое воспитательная колония?

Воспитательная колония – это один из видов исправительных учреждений в стране. В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет.

До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня.

Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса.

Режимы отбывания наказания

Уголовно-исполнительным Кодексом предусмотрены несколько режимов исполнения наказания несовершеннолетними. Это обычный, льготный, облегченный и строгий режим.

Всех по умолчанию осужденных, поступивших в первый раз в колонию, помещают в обычные условия содержания.

Если в течение 3 месяцев нахождения в обычных условиях подросток не допускает нарушений порядка, его переводят в облегченный режим.

Если же, наоборот, за подростков неоднократно фиксируются нарушения, он попадает в карцер или конфликтует с сокамерниками, то его переводят в строгий режим.

Перед окончанием срока заключения подростков переводят на льготный режим содержания.

Полный перечень оснований для перевода осужденного из одного режима в другой закреплены в статье 132 УИК РФ.

Итак, тем осужденным, кто отбывает наказание в обычных условиях разрешено:

  • 10800 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 8 краткосрочных и 4 долгосрочных свидания в год.

При нахождении на облегченных условиях осужденные имеют право на:

  • 11400 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 12 краткосрочных свиданий и 4 долгосрочных свидания в год.

Льготный режим содержания подростков предполагает разрешения следующего характера:

  • Нет ограничений на расходование денежных средств;
  • 6 длительных свиданий и неограниченное количество краткосрочных свиданий в год.

Для строгих условий характерно:

  • 9600 рублей в месяц расходов на питание и иные нужды;
  • 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в год.

Обычные, льготные и облегченные условия отбывания наказания предполагают проживание осужденных в общежитиях. В строгих условиях осужденные проживают в запираемых изолированных помещениях.

За что сажают в тюрьму для несовершеннолетних?

По общему правилу детская колония для несовершеннолетних распространяется на содержание подростков, не достигших 18 лет. Но в большей части преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Однако, это не означает, что дети 14 лет или даже младше этого возраста не могут сесть в тюрьму. За особо тяжкие преступления могут быть привлечены к ответственности и более молодые дети.

Попасть в детскую тюрьму можно за следующие виды преступлений:

  • Убийство;
  • Грабеж и кража;
  • Хранение и распространение наркотиков;
  • Терроризм;
  • Угон автомобиля и др.

Судебная практика 2020 года говорит о том, что суды стараются не применять в отношении несовершеннолетних наказание в виде реального лишения свободы.

Как правило, подросткам за преступления легкой или средней тяжести выносят условное наказание.

Реальный срок будет применяться при наличии отягчающих обстоятельств, большой общественной опасности данного ребенка.

Как живут в воспитательных колониях?

Для несовершеннолетних девочек и для несовершеннолетних мальчиков существуют отдельные исправительные учреждения.

Правила внутреннего распорядка в таких тюрьмах строго регламентированы, но имеют более мягкие условия содержания, чем во взрослых тюрьмах.

Основные характерные особенности содержания осужденных в колонии выглядят следующим образом:

  • Дети привлекаются к труду, но количество рабочих часов соответствует возрасту осужденного ребенка. Они занимаются изготовлением мебели, шитьем, готовкой и другими занятиями.
  • Дети обязательно посещают школьные занятия, где осваивают образовательную программу.
  • В ночное время и в выходные дни работа детей запрещена.
  • 50% от заработанных на зоне средств перечисляется на счет осужденных.
  • Подъем в воспитательной колонии в 6.30 утра и перед каждым важным занятием происходит построение.
  • Несовершеннолетние имеют право получать заочное образование во время срока отбывания наказания.

Окончание срока нахождения в колонии

Итак, очевидно, что для детских колоний остро стоит проблема выхода осужденных из категории несовершеннолетних до окончания срока наказания.

Эта проблема решается двумя способами:

  • Оставление в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия.
  • Перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные.

Решение об оставлении в воспитательной колонии подростка принимается совместно начальником колонии с прокурором.

Оставить осужденного в воспитательной колонии можно только на год – до достижения им 19 лет.

После достижения совершеннолетия подросток переводится в исправительную колонию в том случае, если он отрицательно характеризуется. Происходит этот перевод только по постановлению суда.

Все остальные осужденные, которые достигли возраста 19 лет, переводятся на дальнейшее отбывание срока наказания в исправительную колонию по постановлению начальника колонии.

Меры поощрения и наказания

В зависимости от поведения осужденных в стенах воспитательной колонии дети могут получать различные поощрения или наказания со стороны начальства исправительного учреждения. Закреплены данные правовые действия в ст. 135 и ст. 136 УИК РФ.

За хорошее поведение в тюрьме подростки могут получить в качестве поощрения:

  • Перевод на более мягкие условия содержания;
  • Посещение спортивных и культурных мероприятий на воле в сопровождение сотрудника колонии;
  • Можно досрочно покинуть сизо для несовершеннолетних;
  • Возможность покинуть колонию на время в сопровождении родственников.

За плохое поведение в отношении подростка могут быть применены санкции следующего характера:

  • Вынесение выговора;
  • Закрытие в изоляторе;
  • Штраф в размере не более 2 МРОТ;
  • Запреты на проведение досуга.

Кроме того, при систематических нарушениях порядка осужденный скорее всего будет переведен на более строгие условия содержания.

Список колоний несовершеннолетних

Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.

Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:

  • Две колонии в Московской области;
  • Две колонии в Алтайском крае;
  • В Краснодарском, Красноярском и Приморском крае по одной колонии;
  • Колония для несовершеннолетних девочек находится в Белгородской области;
  • В Ростовской, Самарской, Рязанской, Воронежской и Волгоградской областях находятся колонии для мальчиков;
  • В Орловской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Нижегородской областях также есть детские колонии.

По данным 2017 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек. При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.

Колония для несовершеннолетних – это воспитательное учреждение, в котором особое значение уделяется нравственному развитию преступивших закон подростков.

цель такого учреждения заключается в перевоспитании трудных подростков, разъяснении им противоправности совершенных ими проступков и опасности возможного рецидива преступного деяния.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/koloniya-dlya-nesovershennoletnix/

К вопросу о содержании понятия

Особенности режима в воспитательных колониях
Ryaby'kh S.B. On the Issue of the Contents of Concept of “Regime in Juvenile Correctional Facilities”.

Рябых С.Б., адъюнкт НИИ ФСИН России, преподаватель Воронежского института ФСИН России.

Стратегическими направлениями развития уголовно-исполнительной политики являются демократизация и гуманизация исполнения уголовных наказаний.

В первую очередь эти процессы затрагивают несовершеннолетних преступников, корректируя порядок исполнения и условия отбывания наказания в воспитательных колониях.

В статье дается теоретическое обоснование авторского толкования понятия “режим в воспитательных колониях”, которое в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы может быть воспринято не только наукой, но и практикой.

Ключевые слова: режим исполнения наказания, режим отбывания наказания, лишение свободы, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония.

Strategic directions of development of criminal-executory policy are democratization and humanization of execution of criminal punishments.

Primarily these processes touch upon the minor criminals correcting the procedure of execution and conditions of enduring the punishment in juvenile correctional facilities.

The article gives theoretical substantiation of the author's interpretation of the concept of “regime in juvenile correctional facilities” which in conditions of contemporary reformation of criminal-executory system might be received not only by the science but also by the practice.

Key words: regime of execution of punishment, regime of enduring sentence, imprisonment, minor convicts, juvenile correctional facility.

В настоящее время осуществляются мероприятия по разработке новой концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) на период до 2020 г.

Одним из ее направлений является совершенствование механизма реализации уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных.

Особенности его исполнения и отбывания отражает прежде всего режим, который создан в учреждениях для данной категории граждан. Поэтому определение понятия “режим в воспитательной колонии” имеет как теоретико-методологическое, так и практическое значение.

В связи с тем что понятие “режим в исправительном учреждении” является родовым по отношению к рассматриваемому нами понятию, то логичным будет выявить сущностные признаки первого.

В отечественной науке советского периода сформировалось понимание режима в исправительном учреждении в широком и узком смысле. Одним из первых в юридической литературе широкое понимание “режима” сформулировал С.В. Познышев.

По его мнению, “пенитенциарный режим в широком смысле этого слова обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей.

Во-первых, все способы размещения и подразделения заключенных для целей исправительно-трудового воздействия на них, или, так называемые, пенитенциарные системы, а во-вторых, весь распорядок жизни, который устанавливается в пенитенциарных учреждениях, и все применяемые в них меры воздействия на заключенных” . Тем самым изначально в широком смысле режим связывался с деятельностью персонала учреждения по исполнению наказания.

Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923. С. 113 – 114.

М.Я. Гинзбург и Н.А. Стручков писали: “Режим исправительно-трудового учреждения в широком понимании – это порядок его деятельности, вся совокупность мероприятий, обеспечивающих исполнение наказаний исправительно-трудового характера и осуществление методов, направленных на исправление и перевоспитание осужденных” .

Советское исправительно-трудовое право. М., 1960. С. 96.

Е.М. Захцер, поддерживая подобную позицию, писал, что режим представляет собой правопорядок исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и применения мер исправительно-трудового воздействия, а также специального предупреждения правонарушений .

См.: Захцер В.М. Средства обеспечения режима в исправительно-трудовых колониях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск., 1973. С. 4.

Понимание режима в узком смысле было дано Б.С. Утевским, который считал, что режим состоит из совокупности “внешних признаков лишения свободы, специфичных для этой меры уголовной репрессии: распорядка дня, правил передвижения осужденных, их общения с внешним миром, мер поощрения и взыскания и др.” .

При этом режим представляет собой как карательные элементы (общение с внешним миром), так и элементы, обеспечивающие кару (меры поощрения и взыскания). По мнению Б.С. Утевского, порядок отбывания наказания (поведение осужденных) как режим – это кара, т.е. само наказание. Наказание (кара) и порядок отбывания (исполнения) есть одно и то же, т.е. режим .

Таким образом, узкое понимание режима увязывается с процессом отбывания наказания осужденным.

Утевский Б.С. Режим в советских ИТУ. М.: ОГИЗ, 1933. С. 1; Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. Курс лекций / Под ред. Н.А. Стручкова. М.: ВШ МООП РСФСР, 1963. С. 94.
См.: Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. Курс лекций. С. 94.

Данную точку зрения поддерживали и другие ученые, в частности Г.А.

Туманов, утверждавший, что “посредством режима государство наиболее радикально вторгается в личную жизнь гражданина, существенно ограничивает его свободу, карает его.

Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы установить строгие правовые гарантии и рамки применения кары и одновременно сделать режим достаточным для достижения целей наказания” .
Туманов Г.А. Режим лишения свободы по советскому исправительно-трудовому праву (общие вопросы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ВШ МВД РСФСР, 1964. С. 2 – 3.

А.И. Васильев и Л.С. Саблина определяли режим как установленные нормами исправительно-трудового права и морали порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечивающие реализацию уголовно-правовой кары и мер исправительно-трудового воздействия в отношении осужденных для достижения целей наказания .

См.: Васильев А.И., Саблина Л.С. Режим в исправительно-трудовых учреждениях. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. С. 6.

Однако не все ученые признавали целесообразным такое разделение понятий. Н.А. Беляев считал, что “разграничение понятий режима в широком и узком смысле вряд ли целесообразно. Под режимом в широком смысле понимается по существу вся деятельность исправительного учреждения.

Такое понятие ничего не дает для анализа и оценки режима как одного из средств исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Представление о режиме как о простой совокупности правил, определяющих рамки внешнего поведения, снижает его воспитательное значение как самостоятельного средства исправительно-трудового воздействия. Гораздо большее значение имеет то, чем будут наполнены эти, по существу внешние, рамки поведения.

При определении понятия режима необходимо исходить из того, что режим – это не совокупность норм и правил поведения, а деятельность исправительного учреждения и осужденных, регламентированная нормами исправительно-трудового права” .

Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л., 1963. С. 114.

Аналогичной позиции придерживался и И.В. Шмаров, который определял режим как урегулированные нормами уголовно-исполнительного права порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, т.е. объединяя в одном понятии режима и широкое (порядок исполнения), и узкое (порядок отбывания) его значение.

Режим, по мнению указанного автора, выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие в процессе исполнения и отбывания наказания.

Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений, как осужденными, так и другими лицами .

См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 13.

Подобный подход к определению понятия “режим в исправительном учреждении” был воспринят и другими учеными, а также законодателем. В соответствии со ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

Законодательное определение режима является принципиальным. По этому поводу Н.А.

Стручков писал, что “юридическими актами, в которых закрепляются принципиальные положения режима, являются законы, поскольку режим выражает свойственные наказанию правоограничения.

Если статус гражданина установлен законом, то и изъятия из этого положения могут быть сделаны тоже законом” . Данный вывод является крайне важным в вопросах обеспечения прав осужденных и соблюдения законности при исполнении наказания в виде лишения свободы.

Стручков Н.А., Папуашвили Л.В. Режим в исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. С. 30.

Подзаконные акты в рассматриваемой сфере могут только развивать положения закона.

Применительно к воспитательным колониям содержание режима раскрывается в Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденных Приказом Минюста России от 6 октября 2006 г.

N 311 ; Инструкции об организации надзора за осужденными в воспитательных колониях, утвержденной Приказом Минюста России от 23 июня 2005 г. N 95 , и др.

БНА ФОИВ. 2006. N 44.
БНА ФОИВ. 2005. N 30.

Указанные нормативно-правовые акты в совокупности определяют правовые основы режима в воспитательных колониях и его содержание.

Применительно к воспитательным колониям можно выделить следующие правоограничения, предусмотренные режимом для несовершеннолетних осужденных: ограничение свободы передвижения, общения с внешним миром, распоряжения временем по своему усмотрению, приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, хранения вещей и предметов, продуктов питания и т.п.

Однако режим не только определяет правоограничения, но и воспитывает, дисциплинирует несовершеннолетних осужденных, является одним из основных средств их исправления. Мы поддерживаем мнение С.М.

Зубарева о том, что всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) в современных условиях решает важные социально значимые задачи по достижению целей уголовного наказания, соблюдению прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания . Это в полной мере относится и к такому их виду, как воспитательные колонии.
См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. М., 2007. С. 229.

В научной литературе различают режим исполнения и режим отбывания наказания.

Режим исполнения наказания – это порядок деятельности администрации по осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, организации и контролю распорядка дня осужденных, их работы, учебы и отдыха, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и др.).

Режим отбывания наказания – это установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха несовершеннолетних, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также порядок реализации условий отбывания наказания, в основе режима отбывания наказания лежит система обязательных правил, регулирующих поведение осужденных.

Режим как порядок исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях следует отличать от условий отбывания наказания. Согласно УИК РФ для осужденных в воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, строгие и льготные условия отбывания наказания.

Условия содержания в воспитательной колонии заключаются в том, что осужденный проживает в общежитии либо запираемом помещении, ему разрешается расходовать определенные суммы денег, имеющиеся на его лицевом счете, иметь установленное число краткосрочных и длительных свиданий в течение года.

Помещение несовершеннолетних в те или иные условия отбывания наказания зависит от его поведения во время отбывания наказания в воспитательной колонии.

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве не дается определения режима в воспитательной колонии, что, с нашей точки зрения, является правовым пробелом. Поэтому следовало бы дополнить гл.

17 УИК РФ “Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях” статьей следующего содержания: “Режим в воспитательных колониях – это регламентированный уголовно-исполнительным законодательством и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий эффективное применение средств исправительного воздействия на несовершеннолетних осужденных для достижения целей наказания”.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/47708-voprosu-soderzhanii-ponyatiya-rezhim-vospitatelnykh-koloniyakh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.