Особенности допроса несовершеннолетнего

Содержание

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

Особенности допроса несовершеннолетнего

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

См. все связанные документы >>>

< Статья 190. Протокол допроса Статья 192. Очная ставка >

1. Специальные правила допроса применяются, если свидетель, потерпевший, обвиняемый или подозреваемый на момент производства следственного действия еще не достигли 18 лет.

Приобретение несовершеннолетним дееспособности в полном объеме (в силу вступления в брак – ст. 21 ГК или эмансипации – ст.

27 ГК) не является основанием для применения общих правил допроса, за исключением участия законного представителя несовершеннолетнего, который в этом случае отсутствует (ч. 3 ст. 40 ГК).

2. Процессуальный закон прямо не ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Однако представляется необходимым применять указанную норму по аналогии с допросом несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 425).

3. Участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, имеющего психические и физические недостатки (ч. 1 ст. 280). Этим должен руководствоваться и следователь, допрашивая лицо, достигшее 14 лет, но не достигшее 18 лет. Возрастной порог повышен для участия педагога или психолога в допросе подозреваемого или обвиняемого (ст. 425).

4.

Право на присутствие при допросе законного представителя свидетеля или потерпевшего должно быть обеспечено тем, что следователь не вправе ему отказать в удовлетворении такого ходатайства, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет. Другими словами, требуется применение аналогии ч. 4 ст. 280 УПК (иначе стороны будут обоснованно возражать против оглашения протокола допроса). При этом спецификой допроса в ходе предварительного расследования является возможное наличие неотложной ситуации (ст. 157).

В неотложных ситуациях допрос может быть проведен и без участия законного представителя. Кроме того, представляется, что законному представителю может быть отказано в допуске к участию в процессуальном действии по правилам ч. 4 ст. 426 УПК.

Тогда в качестве законного представителя может участвовать представитель органа опеки и попечительства.

5. Возраст, по достижении которого несовершеннолетнего можно допрашивать, определяется его способностью давать правильные показания, достоверность которых подлежит оценке по общим правилам. См. коммент. к ст. ст. 56, 88.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-26/Statya-191/

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Особенности допроса несовершеннолетнего

Говоря о детях, необходимо иметь четкое понимание о разделении их по возрасту:

  • младенцы (от рождения до года);
  • раннее детство (1-3 лет);
  • дошкольный (3-6 или 7 лет);
  • младший школьный (6 или 7 – 11 или 12 лет);
  • подростковый (11 или 12 – 14 или 15 лет);
  • ранний юношеский (14 или 15 – 17 или 18 лет).

При каждом переходе в новую возрастную категорию человек проходит стадию кризиса. Он обусловлен противоречиями между новыми возникшими потребностями и условиями удовлетворения, которые, как правило, не устраивают взрослеющего ребенка.

В каждом возрасте есть:

  • определенные потребности;
  • круг общения;
  • взаимоотношения с окружающими людьми;
  • игровая деятельность;
  • интересы;
  • хобби;
  • ценностные ориентации;
  • трансформирующиеся уровни социального функционирования;
  • трансформация уровня интеллекта и развития;
  • трансформация направленности личности.

Выше перечисленные факторы значительно влияют на сознание несовершеннолетнего, на его поведение, отношение к происходящему, главным образом к процедуре судопроизводства.

В момент процесса суда необходимо учитывать психологию допроса несовершеннолетних.

Независимо от того, в какой роли он выступает (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), его ответы, речь, поведение зависят от возраста, интеллекта, психических особенностей развития. Отсюда можно сделать вывод:

Вывод 1

Показания (содержание, форма, достоверность) несовершеннолетнего напрямую зависит от его уровня развития психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый.

Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают.

Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК.

Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Опиши задание

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/dopros-nesovershennoletnego/

26.Особенности допроса несовершеннолетних (обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших)

Особенности допроса несовершеннолетнего

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. Начать следует с.

беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению.

После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п.

Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают.

Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

К моменту предъявления обвинения позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого.

После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно.

Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников.

Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие.

В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким.

Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания.

Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно.

Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

Проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может “отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию.

Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений.

Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия.

Допрос потерпевших.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред.

К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее.

К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/26-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%85/

Особенности допроса несовершеннолетнего

Особенности допроса несовершеннолетнего

В работе дано понятие допроса как следственного действия, рассмотрены особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Также в статье представлены конкретные случаи из судебной практики нарушений положений статей Уголовно-процессуального кодекса.

Кроме того, в статье приведены некоторые рекомендации следователям, дознавателям относительно допроса указанной категории лиц как правового характера, так и психологического.

Допрос является самым распространенным следственным действием, без допроса не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Допросу уделяется большое внимание в современной процессуальной и криминалистической литературе.

А допросу несовершеннолетних уделяется внимание еще и в психологической литературе, так как несовершеннолетние, в силу своего возраста, обладают психологическими особенностями, отличными от взрослого человека.

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса [1].

Допрос – это получение от допрашиваемого лица устных сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для разрешения уголовного дела [2, с. 244–245].

Цель допроса — получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний [1].

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее – УПК РФ):

  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования (статья 191 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в суде (ст. 280 УПК РФ);
  • допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).

В соответствии со ст.

424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Такое же положение содержится в ч. 4 ст. 188 УПК РФ: лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей, либо через администрацию по месту его учебы или работы.

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, в суд в качестве его законного представителя вызывается представитель органа опеки и попечительства.

Повестка должна адресоваться одному из законных представителей (родителю, опекуну, попечителю), администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. Следует учесть, что недопустимо вручать повестку непосредственно несовершеннолетнему.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или законных представителей, следует иметь в виду, что:

  • во-первых, вызов указанных лиц на допрос нежелателен, если их роль неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям, либо;
  • во-вторых, с особой осторожностью нужно подходить к вопросу об участии законных представителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, т.к. это может усугубить и без того тяжелые переживания потерпевшей, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания, в таком случае нужно выяснить мнение самой потерпевшей;
  • в-третьих, вызывать законных представителей несовершеннолетнего следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения[4, с. 505].
  • в-четвертых, следует учитывать, что их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего; допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов или дает ответы в зависимости от реакции родителей.

По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г.

№1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, относит невыполнение обязанностей, вытекающих из статуса законного представителя, в том числе по воспитанию несовершеннолетнего; либо уклонение от участия в деле в качестве законного представителя, а равно злоупотребление процессуальными и иными правами; отрицательное влияние на несовершеннолетнего; создание препятствий для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела»[5].

Так, по одному из дел суд обоснованно заменил законного представителя несовершеннолетней.

К. был признан судом виновным в том, что совершил действия сексуального характера в отношении своей малолетней дочери с использованием ее беспомощного состояния.

Законным представителем несовершеннолетней потерпевшей по данному делу была признана ее мать.

По смыслу закона, родители не вправе представлять интересы своих детей, если между интересами детей и родителей имеются противоречия и если родители используют свои полномочия во вред ребенку.

Судом по ходатайству государственного обвинителя мать потерпевшей обоснованно была отстранена от участия в деле в качестве законного представителя, и в качестве такового была допущена представитель органа опеки и попечительства администрации города, поскольку поведение и высказывания матери потерпевшей, которая стала утверждать, что она и дочь оговорили К. в совершении указанного преступления, с очевидностью свидетельствовали о том, что ее интересы противоречат интересам малолетней потерпевшей [6].

Ч. 1 ст. 191 и ч. 1 ст.

280 УПК РФ указывают, что допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет проводится с участием педагога, а по статье 280 УПК РФ – педагога или психолога; а также по усмотрению следователя или суда педагог или психолог может присутствовать и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель.

Как отмечает Пикалов И.А.

участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело [7].

В судебной практике немало случаев, когда осужденные подают в суд жалобы, в которых указывают среди прочих доводов, довод о том, что допрос несовершеннолетнего был проведен в нарушение закона – без законного преставителя.

Так, в жалобе осужденных на приговор Кемеровского областного суда, в дополнениях к данной кассационной жалобе было указано, что несовершеннолетний свидетель Д. был допрошен в отсутствие законного представителя и педагога.

На период допроса несовершеннолетнего свидетеля Д. ему было 17 лет. Суд данный довод не принял, указав, что согласно ч. 1 ст.

191 УПК РФ участие законного представителя и педагога при допросе несовершеннолетнего от 14 до 18 лет не является обязательным [8].

Ч. 3 ст. 425 УПК РФ содержит обязанность участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 01 февраля 2011 года №1 показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психологи, в силу ч. 2 ст.

75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами [5].

Так, несоблюдение требований ст. 425 УПК РФ повлекло отмену приговора и направление уголовного дела на новое судебное разбирательство.

По приговору Сахалинского областного суда с участием присяжных заседателей Г., У. и К. были осуждены за убийство двух лиц, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений. Кроме того, К. осужден за кражу и покушение на кражу, совершенные группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение, хранилище.

В нарушение требований закона допрос подсудимого К., не достигшего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции шестнадцатилетнего возраста, был проведен без участия педагога либо психолога.

Признавая приговор незаконным, Судебная коллегия в своем определении указала, что показания подсудимых в судебном заседании являются доказательствами, подлежащими оценке коллегией присяжных заседателей в совокупности с другими доказательствами. Таким образом, поскольку допрос несовершеннолетнего подсудимого К.

был произведен в судебном заседании с участием присяжных заседателей с нарушением установленных уголовно-процессуальным законом требований, и его показания, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, в судебном заседании были представлены коллегии присяжных заседателей в качестве доказательства, имеются основания для отмены приговора [9].

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 425 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным участие защитника. Законный представитель несовершеннолетнего допускается к участию в деле в качестве защитника при отсутствии к тому препятствий, предусмотренных законом (ст. 72, ч. 2 ст. 428 УПК РФ и др.)

По общему правилу, установленному ст. 187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя – в месте их нахождения [1].

Мне думается, что допрос малолетних лучше проводить в привычных им обстановках – школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение, так как в привычном месте ему будет спокойнее, он будет более раскрепощен, чем, например, в кабинете следователя, в неизвестном ему месте.

В кабинете следователя следует проводить допрос несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет, поскольку официальная обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает на дачу правдивых и полных показаний.

В соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, об этом также упоминается в ч. 5 ст. 280 УПК РФ.

При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных ст. ст. 42, 56 УПК РФ им лишь указывается на необходимость говорить правду.

Также перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля до шестнадцати лет в суде, председательствующий дополнительно обязан разъяснить им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний.

В суде по ходатайству сторон или по инициативе суда допрос несовершеннолетнего может быть проведен в отсутствие подсудимого, в целях охраны прав несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом и нравственно – психологическими особенностями допрашиваемых.

Законом ограничивается время допроса несовершеннолетнего. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Это правило в силу ч.

6 указанной статьи распространяется также на несовершеннолетнего подсудимого. Полагаю, что и на несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля данное правило распространяется в той же мере.

Допрос несовершеннолетнего следует проводить как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что несовершеннолетний быстро забывает старые воспоминания, под влиянием новых впечатлений, тем более, если интересующее событие не имеет для него резкого эмоционального значения.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователю, дознавателю следует получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, привычках, а также о взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Все это нужно для того, чтобы правильно построить алгоритм допроса, так, чтобы не нанести психических травм, так как несовершеннолетние очень уязвимы.

Также следует заранее обдумать план беседы, и сформулировать вопросы, которые предстоит задать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть понятны, недвусмысленны, не должны быть наводящими.

В криминалистической литературе отмечается, что несовершеннолетние, в силу недостаточного уровня развития, ограниченности логического мышления, отсутствия жизненного опыта и профессиональных знаний, которые мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события, не могут правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. Однако зато они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т.п.) [2, с. 438].

В заключение хотелось бы отметить, что проведение допроса несовершеннолетнего сложно не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Ведь следователь (дознаватель) в какой-то мере должен обладать профессиональными навыками психолога, чтобы с правильной стороны подойти к допросу несовершеннолетнего; установить психологический контакт с допрашиваемым, провести допрос так, чтобы у подростка не осталось каких-либо психологических травм, отрицательных эмоций, чтобы он не замкнулся в себе и не отказался давать показания. В конечном итоге учет следователем (дознавателем) психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

Источник: https://novainfo.ru/article/2052

​​Допрос несовершеннолетнего

Особенности допроса несовершеннолетнего

16.11.2019

Следователю при проведении допроса, кроме знаний криминалистики, необходимо учитывать психологию. Это особенно важно, если допрашивается несовершеннолетний.

От построенного алгоритма беседы, знание привычек и условий жизни ребенка зависит успех в получении необходимой информации.

Рассмотрим особенности проведения допроса несовершеннолетних с учетом правил и требований, предъявляемых законодательством.

Получение вызова

Учитывая возраст вызываемого на допрос, не разрешается вручать повестку с вызовом непосредственно несовершеннолетнему. Закон обязывает вручать вызов родителям, законным представителям или руководству заведения, где ребенок содержится на воспитании.

Если повестку получает законный представитель, ему необходимо сообщить, как зовут ребенка. В отдельных ситуациях нецелесообразно сообщать о вызове одному из родителей, если речь идет о нарушении прав детей или жестоком обращении с ними. В этом случае вместо отца повестку может получить бабушка или дедушка.

При аресте несовершеннолетнего, подозреваемого в преступном деянии, адресат вызова — начальник следственного изолятора, где находится задержанный. Мать или отец ребенка уведомляется дополнительно, с указанием даты и времени проведения собеседования.

Статья 280 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля»

Допрос несовершеннолетних свидетелей

Правила допроса несовершеннолетнего

Несовершеннолетние вызываются для допроса в исключительных ситуациях, особенно если речь идет о подростке, не достигшем четырнадцатилетнего возраста. Такие следственные действия применяются, только если без показаний ребенка невозможно обойтись, и они очень важны для выяснения деталей дела.

Ограничения, установленные законодательством, объясняются рекомендациями психологов в отношении несовершеннолетних. Для этой категории допрашиваемых характерно:

  • сильное волнение, затрудняющее общение со следователем;
  • повышенная эмоциональная возбудимость, влияющая на объективность показаний;
  • большая внушаемость, вследствие чего свидетель, подверженный влиянию следователя, предоставляет недостоверную информацию;
  • недостаточная опытность и малый объем знаний;
  • желание выглядеть лучше в коллективе и другие качества, влияющие на полученные в ходе допроса сведения.

Место проведения

Дознавательные мероприятия разрешается проводить в месте, где проводится предварительное следствие, или проживает свидетель. Беседа пройдет плодотворнее, если ребенок будет опрошен в привычной обстановке — в школьном классе или собственной комнате дома. Подросток не почувствует себя скованно, что скажется на полученной в ходе разговора информации.

Допускается направлять вызов несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в кабинет следователя. Таким способом подчеркивается важность предоставления правдивых сведений, что обеспечивает достижение необходимого эмоционального настроя допрашиваемого.

Продолжительность допроса

Закон не устанавливает минимальный возрастной предел, при наступлении которого разрешается проводить допрос несовершеннолетнего в качестве свидетеля. Следователь должен самостоятельно оценивать целесообразность учета показаний несовершеннолетнего, исходя из обстоятельств происшествия.

Читать так же:  Оплата переработки по Трудовому кодексу

Законодательно установлены следующие ограничения на проведение следственных действий в отношении подростков, в зависимости от их возраста:

  • не исполнилось семи лет — не более получаса непрерывной беседы;
  • от семи до четырнадцати — непрерывно, в течение часа при общем лимите в пределах двух часов в день;
  • четырнадцать — шестнадцать — вдвое дольше, чем для предыдущей категории (соответственно, два и четыре часа).

Учитывая впечатлительность указанной категории свидетелей, важно их допросить, пока обстоятельства происшествия не стерлись из памяти или не исказились под субъективным восприятием.

Кто вправе присутствовать?

Собеседование проводится в присутствии:

  • законных представителей подростка — родителей, опекунов или попечителей, представителей администрации детского дома и пр.;
  • педагога или психолога, обязательных при допросе детей младше четырнадцати. Для более старших подростков этот вопрос отводится на усмотрение следователя.

При определении необходимости присутствия других лиц учитывается совокупное воздействие следующих факторов:

  • подозрения, что родители станут воздействовать на ребенка с целью озвучивания выгодной для них версии событий, искажающей реальную картину;
  • при расследовании преступления, связанного с половым насилием над ребенком, последний может стесняться рассказывать об обстоятельствах дела при родителях;
  • если подозрение о жестокости в отношении к подростку или преступлении сексуального характера падает на одного из родителей.

В таких случаях присутствие родителей на допросе нежелательно.

Образец протокола допроса несовершеннолетнего

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

Законодательно разрешено в ходе судебного заседания опираться на материалы, полученные в результате следственных действий с привлечением подростков, без повторного опроса.

Согласно нормам УПК, в процессе слушания дела могут оглашаться показания несовершеннолетних свидетелей или демонстрироваться видеозапись допроса, выполненная при проведении следственных действий, без проведения дополнительного собеседования.

Если судья беседует с ребенком, ему необходимо соблюдать деликатность, оценивая эмоциональное состояние опрашиваемого. Нередко присутствие большого количества людей при судебном разбирательстве неблагоприятно влияет на ребенка.

Допрос несовершеннолетнего в качестве свидетеля или потерпевшего отличается следующими особенностями:

  • наличие педагога обязательно, если ребенку не исполнилось четырнадцати;
  • кроме присутствия, педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему, чтобы добиться его расположения и дачи необходимых показаний;
  • после завершения допроса подростка, присутствие в зале специалиста не обязательно;
  • не разрешается допрашивать несовершеннолетнего младше четырнадцати без присутствия законного представителя; для подростка старше указанной границы, решение об этом входит в компетенцию судьи; законные представители могут принимать участие в допросе и сами давать показания;
  • при опросе свидетеля старше шестнадцати лет, он должен предупреждаться об ответственности за предоставление недостоверной информации, с соответствующей подпиской. Для свидетелей младше указанной возрастной границы подписка не требуется, но судья должен предупредить опрашиваемого о необходимости сообщать правду;
  • при опросе несовершеннолетнего суд может принять решение о выводе из зала обвиняемого, в отношении чего оформляется отдельный протокол. Когда допрос окончен, возвратившемуся в зал обвиняемому сообщают о сути показаний, данных несовершеннолетним.

Читать так же:  ​​​Отработка при увольнении

Тактика проведения допроса в суде предусматривает спокойную беседу, без дополнительных эмоций, направленную на получение необходимой информации.

Допрос по гражданскому делу

Законодательство предусматривает проведение допроса подростков, если речь идет о гражданском делопроизводстве. Возрастные ограничения не предусмотрены. В случае развода родителей, суду важно понимать предпочтения детей, для принятия обоснованного решения относительно выбора родителя, с которым останется жить ребенок.

Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних не старше шестнадцатилетнего возраста с проведением допроса в качестве подозреваемых.

Последовательность процедуры допроса несовершеннолетнего:

  • подростку и его законному представителю сообщается о характере проводимых следственных действий;
  • присутствующие извещаются о собственных правах и обязанностях;
  • отмечается, признана ли вина обвиняемым;
  • составляется протокол, фиксирующий обстоятельства допроса.

Протокол должен соответствовать установленной форме и точно отображать содержание беседы.

Права представителя несовершеннолетнего

Законный представитель несовершеннолетнего, присутствующий на допросе, получает право:

  • знать характер обвинения, с учетом сути преступления и номера статьи УК РФ;
  • присутствовать в момент оглашения обвинения;
  • сопровождать несовершеннолетнего при допросе, знакомиться с содержанием протокола и письменно отмечать нарушения, допущенные при составлении документа;
  • требовать смены следователя с подачей жалоб на сотрудников правоохранительных органов.

В отношении подопечного представитель обязан проконтролировать следующие моменты:

  • подросток понимает важность его показаний в расследовании дела;
  • допрос проводится в соответствии с установленными правилами;
  • ребенок знает о своих правах и обязанностях.

В ходе собеседования представителю разрешается задавать вопросы подростку относительно перечисленных обстоятельств.

Права педагога и психолога

Наличие детского психолога особенно актуально при проведении допроса следующих несовершеннолетних:

  • отстающих в психологическом развитии;
  • находящихся на учете в псих.диспансере;
  • страдающих от расстройства психики или с нестабильным психоэмоциональным состоянием.

Обязанности и права психолога предусматривают:

  • недопущение оказания давления на подростка;
  • достижение контакта с допрашиваемым;
  • консультирование сотрудников правоохранительных органов о правилах беседы с данной категорией лиц;
  • контроль правильности составления протокола;
  • дополнительная беседа с подростком, по согласованию со следователем.

Проводящий дознание следователь должен ознакомить приглашенного психолога с его правами и обязанностями, с соответствующей отметкой в протоколе.

Показания несовершеннолетних, полученные в ходе допроса с нарушениями от установленных правил, признаются недействительными и не могут учитываться в ходе судебного слушания дела.

Источник: https://zakonoved.su/dopros-nesovershennoletnego.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.