Основы ресоциализации осужденных

Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных

Основы ресоциализации осужденных

Молчанова, Т. Ю. Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных / Т. Ю. Молчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67215/ (дата обращения: 21.11.2020).



В статье анализируются международно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказания и защиту прав осужденных, включая реализацию мер по реинтеграции осужденных в систему общественных отношений после освобождения; рассматривается возникновение понятия «ресоциализация осужденных» и основные принципы, лежащие в основе современного подхода зарубежных стран к ресоциализации осужденных, в том числе несовершеннолетних; эффективность процесса ресоциализации и значимость перспективного зарубежного опыта для отечественной практики.

Ключевые слова: ресоциализация осужденных, международно-правовые акты, реинтеграция, профилактики рецидивной преступности, принципы эффективности, зарубежный опыт.

Ресоциализация — это процесс реинтеграции осужденных в систему общественных отношений посредством восстановления утраченных социальных связей и нравственных ценностей с целью полноценного функционирования в обществе в качестве законопослушного и полезного гражданина после освобождения из мест лишения свободы.

Под ресоциализацией осужденных также понимается система конструктивного взаимодействия между различными заинтересованными группами, включающими исправительные учреждения, службы пробации, государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, частных и юридических лиц, самих осужденных, направленного на обеспечение осужденного возможностями восстановления социального статуса и формирования правопослушной модели поведения для успешного освоения новой социокультурной среды после освобождения.

Исполнение наказания и защита прав осужденных осуществляется на основе ряда международно-правовых актов, важнейшими из которых являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.

(обновленный вариант — «Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными» (Правила Нельсона Манделы) 2015 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

, Основные принципы обращения с заключенными 1990 г. В этих документах четко регламентируется реинтеграция бывших осужденных в общество.

Согласно Принципу 10 «Основных принципов обращения с заключенными», «с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных способствующих этому условиях». [2]

Правило 107 «Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными» закрепляет необходимость ресоциализации осужденных: «С самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения».

Согласно Правилу 4, «целями приговора к тюремному заключению или к аналогичному лишению свободы являются главным образом защита общества от преступников и сокращение случаев рецидивизма».

[1] Следовательно, ресоциализация осужденных является основным направлением профилактики рецидивной преступности.

Следует отметить, что международные стандарты об обращении с осужденными носят рекомендательный характер, но государства обязаны учитывать их положения в своем законодательстве.

Понятие «ресоциализация осужденных» возникло в период значимых преобразований в пенитенциарной политике Европы в конце 19 века, когда социологи и криминологи активно анализировали эффективность тюремного заключения как уголовного наказания, а общество было обеспокоено безуспешностью перевоспитания осужденных и высоким уровнем рецидивизма. Немецкие, бельгийские, голландские и французские криминологи Ф. Фон Лист, А. Принц, Г.У. ван Хамель, А. Лакассан, Г. Тарде, Р. Саллилс отметили влияние социальных факторов на формирование преступного поведения и подтвердили низкую эффективность изоляции как способа исправления и перевоспитания осужденных, то есть их ресоциализации. В 20 веке были сформулированы важные принципы, повлиявшие на развитие модели ресоциализации: 1) наказание изменяется в ходе отбывания приговора с учетом личности осужденного, достигнутых результатов и отсутствия рецидива; 2) главной целью наказания является исправление правонарушителя; 3) необходимыми являются дополнительные меры контроля и помощи осужденным после освобождения с целью их полной реинтеграции в общество. Таким образом, ресоциализация осужденных стала наиболее значимым направлением пенитенциарной политики многих стран мира. [5]

Программы ресоциализации осужденных в зарубежных странах основаны на принципах эффективности, которые включают в себя учет индивидуальных особенностей осужденных, их потребностей, личных и социальных проблем; необходимость развития навыков, реформирования мышления и поведения; предоставление возможности обучения и трудоустройства; дифференциацию риска; индивидуализацию программ. [3]

Программы ресоциализации осужденных, отбывших наказание, реализуются службами пробации (США, Великобритания, Швеция), службами надзора (Швейцария, Дания, Южная Корея), общественными организациями и религиозными объединениями (Германия, Великобритания, Польша, Чехия), социальными службами (Германия, США, Канада, Финляндия), органами ресоциализационной защиты (Япония).

Актуальным является вопрос ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Зарубежные страны используют различные подходы к решению вопросов социальной адаптации и реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей в общество.

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных осуществляется в рамках социальной политики государства; системы ювенальной юстиции; системы социальной помощи и защиты несовершеннолетних (социальные службы); деятельности служб микросообществ — молодежных общин, школьных сообществ, центров дневного пребывания и досуга, лагерей и т. д.

Анализ зарубежной практики показывает, что эффективность ресоциализации осужденных зависит от таких факторов как степень вовлеченности осужденного в общественно полезный труд и обучение; наличие сформированных или восстановленных социальных связей и межличностных отношений; укрепление нравственных ценностей; переориентация антисоциального мышления и поведения на социально одобряемые модели; индивидуализация и дифференциация социальных программ помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Эффективность ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в первую очередь зависит от раннего вмешательства и включения специальных служб в работу с ними; оперативности воздействия на неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в семье; последовательности и индивидуализации подхода в зависимости от поведения несовершеннолетнего. [4]

Зарубежный опыт ресоциализации осужденных является достаточно актуальным и перспективным для использования в отечественной уголовно-исполнительной системе.

Исходя из того, что постпенитенциарная помощь лицам, отбывшим наказание, четко регламентируется международными стандартами, представляется целесообразным учитывать гуманистическую и личностную направленность процесса ресоциализации; совершенствовать систему специальных кадров и служб; поставить в приоритет наказания, не связанные с лишением свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей; учитывать преемственность между службами пенитенциарных учреждений, осуществляющими деятельность по ресоциализации осужденных, и социальными институтами гражданского уровня, общественными организациями и объединениями с целью восстановления осужденного, отбывшего наказание, в качестве социализированного члена общества и недопущения рецидива правонарушений. Первостепенной задачей является формирование четкой государственной политики в сфере ресоциализации осужденных и проведение работы на законодательном уровне.

Литература:

1. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.). URL: https://base.garant.ru/1305346/

2. Основные принципы обращения с заключенными (приняты резолюцией 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.). URL: https://base.garant.ru/12123832/

3. Розенцвайг А. И. Зарубежные модели практик ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него: криминологический анализ // Юридический вестник Самарского университета. Том 4. № 2. 2018. С. 118–125.

4. Садовникова М. Н. Зарубежный опыт ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Всероссийский криминологический журнал. 2009. № 4. С. 38–43.

5. Simona Mesoniene The Problem of Efficient Resocialization: Legal Regulations and Social Demands // Jurisprudence 2009, 4(118), p. 235–246.

Основные термины(генерируются автоматически): осужденный, Великобритания, зарубежный опыт, лишение свободы, место лишения свободы, принцип эффективности, рецидивная преступность, служба пробации, США, тюремное заключение.

Источник: https://moluch.ru/archive/296/67215/

Ресоциализация осужденных

Основы ресоциализации осужденных

Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме.

Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь.

Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро.

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Десоциализация и ресоциализация: различия

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

  • принудительная изоляция от общества;
  • включение осуждённых в однополые группы;
  • жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;
  • облачение в спецформу;
  • замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;
  • отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • утрата свободы действий.

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Социальная ресоциализация

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Что такое психологическая ресоциализация?

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока.

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Медицинская ресоциализация

Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации.

Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении.

Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.).

И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс.

Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты.

Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия.

Ресоциализация несовершеннолетних осуждённых

Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений.

Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:

  • пенитенциарный;
  • постпенитенциарный.

Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:

  • образование;
  • воспитательная работа;
  • общественно-полезный труд;
  • поддержание социально полезных связей.

Поддержание социальных связей с родственниками – один из из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах.

Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии.

Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий.

Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер.

, формы и методы ресоциализации зависят от особенностей личности осуждённого, а сам процесс предполагает комплексную помощь со стороны компетентных специалистов.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/resocializaciya-osuzhdennyx/

Глава ii. психологические основы ресоциализации осужденных

Основы ресоциализации осужденных

2.1 Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности – основная задача исправительных учреждений.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида.

Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных – задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии – теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

Среди осужденных (заключенных) – люди, потерявшие ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями – психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией. Эти люди остро нуждаются в медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме.

Основной «грех тюрьмы» – отрыв человека от его социального лона, разрушение социальных связей личности, подавление ее способности к свободному целеполаганию, разрушение ее возможности человеческой самореализации. Человек, разучившийся в процессе исполнения уголовного наказания планировать свое поведение, – психический инвалид.

Самый краткий и пока еще предварительный перечень проблем тюрьмы свидетельствует о необходимости коренной перестройки всей методологии исправительного права, пересмотра устаревших догм. Необходима прежде всего реорганизация деятельности самой тюрьмы на современных принципах гуманизма и прав человека.

В настоящее время в связи со вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология – наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности.

2.2 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных

В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления и перевоспитания осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления[1].

В психологическом плане под исправлением осужденного следует понимать личностно-психологическую коррекцию – исправление отдельных психорегуляционных дефектов личности осужденного, коренное изменение системы ценностных ориентаций криминализированной личности.

В правовой доктрине кара считается синонимом наказания[2]. Однако с нравственной и пенитенциарной[3] точки зрения трактовка наказания как возмездия необоснованна.

Безнравственно наказание и как средство устрашения будущих преступников, ибо преступник в этом случае рассматривается в отрыве от совершенного им преступления.

Исторический опыт свидетельствует о том, что ужесточение наказания, усиление его карательного воздействия не приводило к желаемым результатам.

Исправить и перевоспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную его перестройку, изменить его личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности.

Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения.

Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.

Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние– самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения – раскаяния.

Исправить провинившуюся личность – значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.

Пенитенциарное воздействие – воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения – лишь условие для принятия ею своих решений.

И лишь та кара имеет значение, которая данному индивиду представляется справедливой. Невозможно поэтому классифицировать кару по степени жестокости. Человек может пренебречь даже потерей своей жизни.

Большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое, незаслуженное.

Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека; единственный их самоукор – обвинение себя за то, что «попался».

Барьер нравственного самоанализа преступника – основной барьер на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник – индивид с кризисом нравственного самоанализа, индивид с атрофированным нравственным самосознанием.

Кризис нравственного самоанализа – не только индивидуальный порок. Эта психическая деформированность личности имеет широкую, социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории были переведены в разряд второстепенных по сравнению с «политической грамотностью».

В силу определенных социально-исторических условий наше общество стало криминализироваться. Социальная дестабилизация отразилась и на деятельности тюрьмы. Исправительные учреждения (ИУ) перестали решать свою основную задачу – оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить преступные связи и установки, сформировать у осужденного систему социально-положительных связей.

Более того, развращающее влияние криминализированной среды здесь не только не преодолевается, но и получает дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга, неискореняемое господство преступной субкультуры, принуждение среды к асоциальному поведению, тюремные обычаи и традиции – все это в большинстве случаев превалирует над требованиями администрации ИУ.

Иерархия тюремного сообщества, его «законы», конечно, хорошо известны тюремной администрации. Нередко механизмы криминальной среды используются ею для «эффективности» тюремного управления.

Отсюда негативное отношение тюремной администрации к дифференцированному содержанию заключенных.

О нравственной ресоциализации, как и о других тонкостях человеческой психики, военизированная администрация в большинстве случаев просто не задумывается.

«Работа делает человека хорошим» – таков простой тоталитарный принцип всей деятельности нашей исправительно-трудовой системы.

Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.

В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот – личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.

Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.

Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями ре-социализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий; всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций; разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях; широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/c6486.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.