Основные права и обязанности сотрудников полиции

Содержание

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел

Основные права и обязанности сотрудников полиции


В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов.

Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины).

Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Анализируя структуру административно-правового статуса сотрудника ОВД, прежде всего, необходимо разобрать такие понятия как административно-паровой статус гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан — способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.

Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере [1, с.33]. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства.

Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел значимые изменения.

Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [2].

Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» [3], «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» [4].

Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока — социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия [5, с.186–188].

Значимый объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

  1. военная служба — государственные военные службы,
  2. государственная гражданская служба — обеспечение исполнения полномочий государственного лица,
  3. правоохранительная служба — службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности.

В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах конкретной территории его территориального органа.

Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы.

Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых перечисляются их права и обязанности.

Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска [6, с.24–27].

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за нужной информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет значимых оснований.

Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, имеют право обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

  1. требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,
  2. проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
  3. при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,
  4. при необходимости использовать транспортные средства граждан,
  5. при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, прежде всего, он должен руководствоваться положениями закона [7, с.272–275].

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность основываясь на контракте, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении необходимой цели. Сотрудник полиции не имеет право прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Также сотрудник полиции может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, основываясь на приказах применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств, имеющих двойное гражданство.

Литература:

  1. Административное право: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Макарейко. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 212 с. — Серия: Учебное пособие.
  2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.
  3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Там же. 8 февр.

Источник: https://moluch.ru/archive/259/59577/

Основные права сотрудника полиции и их классификация

Основные права и обязанности сотрудников полиции

Права, обеспечивающие уяснение правового статуса и правовой защиты сотруднику полиции.

Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей.

Право работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, закреплено в ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ. Указанному праву корреспондируют установленные в ч. 2 ст.

22 данного Кодекса обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности.

Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.

Право на отдых.

Для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю. Сотрудники полиции в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом МВД России.

Право на оплату труда и другие выплаты.

Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Право на защиту своих персональных данных.

Персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация[11]. Порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан РФ, поступающих на службу в полицию, определяются МВД России.

Право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела.

Порядок ведения личных дел сотрудников полиции определяется МВД России.

Право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служебный спор в органах внутренних дел – неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Право на проведение по заявлению служебной проверки.

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России служебные проверки[12] проводятся, в том числе по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

В целом же служебные проверки проводятся по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».[13]

Право на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи.

Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Право на государственное пенсионное обеспечение.

Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей сотрудником полиции:

– право на получение информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

– право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

– право на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей.

Права, содействующие должностной активности сотрудника полиции и способствующие продвижению по службе:

– право на продвижение по службе в полиции;

– право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Иные права сотрудника полиции, реализуемые независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток:

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

– проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

-использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

– требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

– применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции».

К характеристикам, определяющим административно-правовой статус полиции относятся: ее положение в системе органов внутренних дел Российской Федерации; цели, задачи и функции полиции; порядок ее образования, реорганизации и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура; виды издаваемых ее органами правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса полиции является ее компетенция, т.е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).

Заключение

В данной работе на основе анализа нормативных правовых актов рассмотрены ряд основных вопросов, помогающих понять место и значение полиции в деятельности государства по защите прав и свобод граждан, правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

К характеристикам, определяющим административно-правовой статус полиции относятся: ее положение в системе органов внутренних дел Российской Федерации; цели, задачи и функции полиции; порядок ее образования, реорганизации и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура; виды издаваемых ее органами правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса полиции является ее компетенция, т.е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).

Список литературы:

а) нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 года // РГ. 1993. 25 дек.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями на 14 июня 2012 года) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями на 5 июня 2012 года) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями на5 июня 2012 года) // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4921.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изменениями на 25 июня 2012 года) «О полиции».

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями на 29 декабря 2006 года) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями на 5 февраля 2007 года) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

б) основная и дополнительная литература:

Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право. Учебник. Изд. 4-е. / Под ред. док. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. – М.: Московская академия МВД России, Центр юридической литературы «Щит», 2002.

Административная деятельность ОВД. Учебное пособие. Часть общая. / Под общей ред. заслуженного юриста РФ, док. юрид. наук, проф., В.И. Попова, док. юрид. наук, проф. А.Я. Минина – М.: МосУ МВД России, «Щит-М» 2004.

Зубач А.В., Кокорев А.Н., Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах.Учебное пособие. – М.:МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2005.

Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направления деятельности милиции.Учебное пособие. – М.:МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2005.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. – М., 1978.

Соловей Ю.П. Усмотрение в административной деятельности советской милиции. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1982.

Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. – М., 1999.

Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дис. … д-ра юрид .наук. – М., 1958.

Источник: https://studopedia.org/6-96869.html

Служебные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

Основные права и обязанности сотрудников полиции

Сотрудник органов внутренних дел имеет право:

1) на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел;

3) на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования;

11) на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;

18) на медицинское обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

20) на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел;

21) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом “О полиции”;

22) на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

23 Сотрудник органов внутренних дел имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

2) знать и исполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников

3) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

4)проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку;

5) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну

6) беречь государственное имущество.

9) представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

16) проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование);

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

21) знать и соблюдать (охраны труда).

Источник: https://studopedia.ru/10_216117_sluzhebnie-prava-i-obyazannosti-sotrudnika-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii.html

Каковы основные права и обязанности сотрудников полиции РФ: особенности службы

Основные права и обязанности сотрудников полиции

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2019 году?

Обязанности сотрудника полиции

Органы полиции входят в систему МВД и призваны обеспечивать правопорядок в стране и защищать права её граждан. Обязанности полиции обозначены в ст. 12 вышеупомянутого закона.

Перечислим основные из них:

  • Приём и регистрация всех сообщений о правонарушениях, преступлениях и происшествиях, а также заявлений от граждан. При этом сотрудники полиции обязаны информировать гражданина о ходе рассмотрения его заявления и о результатах проверки.
  • Незамедлительное прибытие на место происшествия или совершения преступления и принятие мер для безопасности общества.
  • Обеспечение порядка в общественных местах.
  • Оказание первой помощи пострадавшим.

Обязанности сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина

Сотрудник полиции обязан в этом случае:

  • Назвать свои фамилию, должность, звание.
  • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
  • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

Права сотрудника полиции

Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

Полицейский вправе проверять документы, если:

  • гражданин подозревается в совершении преступления;
  • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
  • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

Может ли сотрудник правоохранительных органов забрать паспорт?

Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

Имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

Как действовать при обыске на улице:

  1. Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  2. Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  3. В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.

Имеет ли право полиция задерживать на улице без причины?

Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

При этом должно иметься одно из таких оснований:

  • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
  • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
  • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.

Другие основания для задержания:

  • лицо пыталось скрыться;
  • не имеет постоянного места жительства;
  • личность гражданина не установлена;
  • сходство внешности с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник.

Безосновательно задерживать гражданина сотрудник полиции не имеет права.

Имеет ли право полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Полицейский вправе допросить несовершеннолетнего (без психических отклонений), которому не исполнилось ещё 16 лет, без участия родителей, если на допросе присутствует педагог или психолог.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось 16, может быть подвергнут допросу без участия педагогов, психологов и родителей.

Имеет ли право полиция останавливать машину?

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • полицейский заметил явную неисправность авто;
  • инспектор владеет сведениями, что водитель причастен к ДТП или к преступлению;
  • авто находится в розыске;
  • сотруднику ГИБДД необходим свидетель для оформления протокола при ПДД;
  • перевозимый груз создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на машину?

По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

  • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
  • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
  • для пресечения преступления;
  • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

  • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
  • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
  • Потребовать назвать причину визита.

Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.

Имеет ли право сотрудник полиции снимать на телефон?

Такие съёмки могут выступать в суде доказательствами например, неадекватного поведения или отказа от медицинского освидетельствования и других неправомерных ситуаций.

В то же время граждане часто задаются вопросом: «Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции?» В этом случае позиция МВД РФ однозначна: гражданам разрешено производить съёмку, если это не мешает полицейскому выполнять свои служебные функции (ст. 24 Конституции РФ).

Однако имеются и некоторые ограничения. Сотрудник полиции может попросить гражданина прекратить съёмку в ходе осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты охраняемой законом тайны, прав граждан и организаций. Также съёмка может быть запрещена в регионе, где введён режим контртеррористической операции.

Источник: https://rastudent.ru/trudovoe-pravo/kakovy-osnovnye-prava-i-obyazannosti-sotrudnikov-politsii-rf-osobennosti-sluzhby.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.