Основания вуд

Поводы и основания к ВУД

Основания вуд

Понятие и значение стадии ВУД

ВУД – начальная стадия угол-го судопр-ва, характериз-ся сомост-тью задач, кругом участников правоот-ний или содержанием предмета правоот-ний, процессуальными средствами, сроками, решениями.

Признаки ВУД: 1) имеет свои временные границы (со дня поступления сообщения до принятия решения в устан срок не более 3 суток; м.б. продлен до 10 суток нач-ком органа дознания или рук-лем сл-го органа, а при необх-ти проведения проверок – до 30); 2) содержание стадии – деят-ть по рассмотр-ю сообщ-я о прест-и и принятие соотв-щего решения.

3) цель стадии – устан-ние процесс-х условий для законного и обоснованного ВУД, т.е.

устан-е законности повода и достат-ти оснований для ВУД или отказа в ВУД; 4) задачи: прием, регистр-я и разрешение сообщений о прест-ях с одноврем-ным закрепл-ем следов прест-я и приняием мер, напр-х на предотвр-е и пресеч-е прест-я; 5) круг Sтов – заявитель, дознаватель, следователь, орган дознания, обяз-е принять, проверить сообщ-е о любом прест-и; 6) для проверки сообщ-я м.б. применены такие ср-ва как проверка данных о заявителе, его документов, уточнение данных, содерж-ся в сообщ, истребование из СМИ докум-в и матер-в, подтвержд-х сообщ-е о прест-и, данных о лице, предост-шем такую инф-ю.

На стадии ВУД фиксир-ся лишь факт обнаружения признаков преступления. Признаки преступления на момент ВУД – чаще всего данные об объекте и объективной стороне преступления, дающие основания для вывода о преступлении.

Акт о ВУД – ЮФ, вызывающий расследование и разрешение дела по существу.

Т.о., сущность стадии Вуд – в установлении наличия или отсутствия предпосылок для начала расследования дела.

Значение стадии – эта стадия – гарантия соблюдения прав и законных интересов заявителя.

поводы и основания к ВУД

Поводы – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, орган дознания и следователя рассмотреть их и решить вопрос о ВУД при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В соотв-вии со ст.140 УПК поводами для ВУД являются: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о преступлении из иных источников.

Заявление о преступлении – адресованное дознавателю или следователю сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю. Заявление м.б. сделано в устном или письменном виде. Письменное д.б. подписано заявителем.

Устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, о документах, удостоверяющих его личность. Если устное сообщение сделано при производстве следств.

действия или в ходе судебного разбир-ва, то оно заносится соотв-но в протокол сл-го действия или протокол суд. заседания. Когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется как рапорт об обнаружении преступления, т.е.

сообщение о преступлении принимается лицом, получившим сообщение и об этом составляется рапорт. Заявитель предупреждается об угол отв-ти за заведомо ложный донос, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимное заявление не может служить поводом для ВУД.

Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Оно м.б. сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении.

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения.

При проверке сообщения они вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. РСО, начальник органа дознания вправе по ходатайству следователя, дознавателя продлить до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий – до 30 суток.

По сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, по поручению рук-ля сл-го органа (РСО) следователь.

Редакция, главный редактор СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении СМИ документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, данные о лице, предоставившем информацию, кроме, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения м.б. обжалован прокурору или в суд.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений: 1) о ВУД; 2) об отказе в ВУД; 3) о передаче сообщения по подследственности. О принятом решении сообщается заявителю, которому разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/11756.html

Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Основания вуд

Возбуждение:

Как стадия – первоначальный этап, первая стадия российского уголовного процесса, характеризующаяся собственными задачами, частниками, процессуальной формой, сроками и итоговыми процессуальными документами.

Процессуальный акт, с которого начинается предварительное расследование преступления.

Возбуждение уголовного дела – это еще и начальная стадия уголовного процесса, самостоятельный этап уголовного судопроизводства, имеющей своей целью обеспечить своевременное принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Это стадия, от исхода которой зависит быть или не быть уголовному делу.

Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии следователем, органом дознания заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности или подсудности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.

К основным задачам стадии относ:

– приме и регистрация сообщений о преступлении

– Их рассмотрение и предварительная проверка

– Установление достаточности оснований для возбуждения уг дела

– Выяснение наличия оснований для отказа в возбуждении уг дела

– Предотвращение пресечения преступной деятельности

– Закрепление следов преступления в процессуальной форме

Основания возбуждения уг дела:

– достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления (не состав, а факт наличия совершения преступления)

– Достоверность данных

Поводы:

Повод – это предусмотренный УПК источник, содержащий сведения о совершенном или подготавливаемом преступлении. Система поводов:

– заявление граждан – это устные или письменные сообщения о преступлении, исходящее от определённого физ лица и адресованное компетентному органу. Форма заявления не установлена.

Должны быть данные о заявители. Враждой заявлении обязательно заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст.

306 УК, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя. Не мог

Не могут служит поводом для возбуждения уголовного дела анонимные обращения. Под анонимным понимается обращение, не содержащее личные подписи автора, его ФИО, а также его данные о месте жительства (работы, учебы, етс). Это будет поводом к проведению оперативно-розыскной проверки. Результаты ОРД явл поводом для предварительной проверки материалов следователем.

Не является поводом телефонный звонок, но его можно оформить в виде телефонограммы и дальше рапорт.

– явка с повинной – это личное заявление лица о совершенным им самим преступлении. Она предполагает, что лицо добровольно, не будучи задержанным, под влиянием своего психического отношения к содеянному заявляет о совершенном им преступлении.

Если в устной форме – протокол о принятии явки с повинной с подробным описанием. Лицо, явившееся с повинной, не предупреждается об УО за заведомо ложный донос. Отказать в явке с повинной можно только обоснованно.

Условия: 1) Сведения, которые ранее не известны следствию2) добровольность

– Сообщение из иных источников. Согласно закону такое сообщение обязательно оформляется рапортом, составленным должностным лицом, получившим сообщение.

К иным источникам могут быть отнесены: сообщение общественных объединений; сообщение от учреждения, организации, предприятия, дл (исходят от руководства учреждения или дл (которое осущ ревизию, например; это не заявление, а сообщение о факте преступления); сообщение в СМИ – информация от официальных изданий, которая может повлечь возбуждение уголовного дела вне зависимости от воли автора статьи; непосредственное обнаружение компетентными органами признаков преступлений;

– Материалы, которые направлены ЦБ, согласно ФЗ «О Центральном банке РФ», а также конкурсными управляющим финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уг дела.

– Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопросов об уголовном преследовании.

Наличие повода ещё не достаточно для принятия решения о возбуждении уголовного дела

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 419;

Источник: https://studopedia.net/14_60818_ponyatie-sushchnost-i-zadachi-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela-povodi-i-osnovaniya-dlya-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela.html

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Основания вуд

Каковы пределы установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления, для принятия решения о возбуждении уголовного дела?

В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основаниями для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие данные могут содержаться как в самом заявлении или сообщении о преступлении, так и в материалах проверки, производимой по ним.

Согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

При этом для возбуждения уголовного дела не требуются исчерпывающие сведения о всех элементах состава преступления. Необходимы лишь данные, свидетельствующие о наличии самого события преступления.Обычно это данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава.

Исходя из этого, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие фактических данных, достаточных для вероятного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления, предусмотренного определённой статьёй (частью, пунктом статьи) Особенной части УК РФ.

Основания для возбуждения уголовного дела образуют сведения, относящиеся к объекту и объективной стороне состава. При этом не обязательно, чтобы были установлены все без исключения признаки объективной стороны и объекта преступления – достаточно и некоторых из них, если они позволяют предполагать наличие прочих признаков преступления.

Большинство учёных согласны с тем, что, прежде всего, необходимо выяснить, имеется ли объект преступления, то есть, охраняются ли уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное посягательство.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не обязательно установление родового и непосредственного объекта, достаточно установить наличие только общего объекта преступления, позволяющего отграничить преступление от других правонарушений.[2]

Неотъемлемым элементом объективной стороны состава любого преступления является наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Установление этого обстоятельства, однако, достаточно лишь для возбуждения уголовного дела о преступлении с формальным составом, то есть когда сам факт совершения такого деяния законодатель считает оконченным преступлением независимо от того, наступили ли какие-либо вредные последствия. Для возбуждения уголовного дела с материальным составом нужно располагать данными о том, что деяние повлекло указанные в законе последствия (физический, имущественный или моральный вред), что между этими деяниями и наступившими последствиями существует причинная связь. Если же данные о наступлении последствий отсутствуют, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

Признаками преступления, установление которых необходимо для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, являются общественная опасность определённого деяния и его противоправность, причём необходимость установления всех признаков противоправности деяния возникает только в исключительных случаях.

Не требуется, чтобы вывод о наличии признаков преступления был достоверным, в первой стадии он может носить вероятный характер. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления.

В каких случаях уголовное дело должно возбуждаться в отношении конкретного лица?

Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то основанием для его возбуждения являются достаточные данные, указывающие на совершение деяния данным лицом.

Возбуждение дела в отношении конкретного лица ставит под угрозу его конституционные права и свободы.

Поэтому для обеспечения права на защиту при наличии данных о причастности этого лица к совершению преступления орган дознания, следователь или прокурор обязаны возбуждать дело в отношении лица, а не по факту. Тогда это лицо приобретает статус подозреваемого.

Для возбуждения уголовного дела в большинстве случаев не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление, на этот момент они могут отсутствовать полностью.

Для возбуждения уголовного дела необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления (например, обнаруженные на трупе человека следы насильственной смерти свидетельствуют о признаках убийства, а следы взлома сейфа – о краже находившихся там денег или ценностей).

Но в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о преступлениях со специальным субъектом, эти сведения органически связаны с конкретным лицом, что обусловлено самим характером преступления.

Нельзя, например, располагать сведениями о взятке и не иметь информации о том, кто является взяткодателем и взяткополучателем.

Без сведений о признаках специального субъекта преступления нельзя говорить и о самом событии преступления, то есть о его объективных характеристиках.

Какие лица имеют право на ознакомление с постановлением о возбуждении уголовного дела и материалами предварительной проверки?

В соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ о принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем, право на уведомление и ознакомление с постановлением о возбуждении дела в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ имеют не только заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено дело, но и иные заинтересованные лица.

В постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И.

Маслова Конституционный Суд РФ установил, что обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 22 января 2004 г. № 119-О по жалобе гражданки Семеновой Лилии Михайловны на нарушение ее конституционных прав ч. 4 ст. 354 УПК РФ.

В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование.

При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.

) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого).

Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику)

Отказ защитнику в ознакомлении с материалами следствия, которые были добыты с участием подозреваемого или стали ему известны иным образом до признания его подозреваемым, как и ограничение права защитника выписывать из материалов, с которыми он был ознакомлен до окончания следствия, любые сведения и в любом объеме не имеют разумного основания, не могут быть оправданы интересами следствия или иными конституционно значимыми целями, допускающими соразмерные ограничения прав и свобод (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Кроме того, возможность ознакомления с постановлением о возбуждении уголовного дела и с материалами дела предусмотрена в Конституции РФ и разъяснена Конституционным Судом РФ

Статья 24 (часть 2) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции РФ любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

Такая правовая позиция, сформулированная в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 года № 3-П, а также в определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. № 191-О полностью применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением о возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение.

Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а часть 4 ст. 146 УПК РФ не содержит каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением о возбуждении уголовного дела, ее применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией.

Названные решения Конституционного Суда РФ действительны в настоящее время, а выраженная в них правовая позиция в полной мере распространяется на отношения, регулируемые ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

Доступ к постановлению о возбуждении уголовного дела и процессуальным документам, на основании которых принято данное решение, выступает и как средство для обеспечения другого конституционного права граждан.

В части 2 ст.

46 Конституции РФ сказано, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно обращал внимание, что непременной составляющей права на судебную защиту является обеспечение заинтересованным лицам возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов; без получения копии постановления о возбуждении уголовного дела и ознакомления с процессуальными документами, на основании которых принято решение о возбуждении уголовного дела, гражданин не в состоянии не только должным образом аргументировать свою жалобу в суд, но и правильно определить, будет ли обращение в суд отвечать его интересам.

Источник: https://studopedia.su/4_15288_osnovaniya-i-poryadok-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.