Основания и порядок применения полицией задержания

Что такое задержание лица

Основания и порядок применения полицией задержания

Задержание — это процессуальная мера, используемая для доставки в полицию и недолговременного пребывания подозреваемого под стражей без постановления суда, с целью проведения следственных действий по совершенному преступлению или — в редких случаях — при административном правонарушении.

Силовиками произведено задержание подозреваемого. 

Что такое задержание и виды

Понятие «Задержание» можно трактовать как временное следственное действие, призванное ограничить свободу лица, подозреваемого в совершении преступных действий или совершившего их. Это кратковременный арест, имеющий целью пресечь противоправную деятельность лица или выявить причастность гражданина к совершению расследуемого преступления (см. ст. 91-96 УПК РФ).

Правом проводить задержание наделены ограниченные, четко обозначенные действием ст. 91 УПК лица. Это орган дознания, дознаватель и следователь. Также им наделен руководитель следственного отдела, так как согласно ст. 39 УПК он может принять дело в производстве, провести предварительное следствие на правах следователя или начальника следственной группы.

В редких случаях для обеспечения быстрого и правильного расследования правонарушения (ст. 27.1 КоАП), подлежащего административному наказанию, проводится административное задержание.

Срок его не может превышать 3 часов с момента доставки в ОВД. За мелкое хулиганство по распоряжению начальника ОВД или его заместителя устанавливается срок 24 часа.

Лица, виновные в нарушении порядка при проведении митингов, собраний, задерживаются сроком до 3 суток.

Ознакомимся с видами задержаний.

Существует несколько видов задержания, которые зависят от некоторых факторов:

  • числа задержанных — одиночные и групповые;
  • места выполнения — квартирные, по месту работы, на транспорте (городском, водном, ж/дорожном, воздушном), уличные, в общественных местах;
  • с предварительной подготовкой и без подготовки;
  • наличия оружия у подозреваемых — вооруженные и невооруженные.

Существующие основания для задержания.

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

  1. Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

  2. Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие. Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

  3. На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

  • была предпринята попытка скрыться;
  • отсутствует место постоянного проживания;
  • не установлена личность;
  • следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

  1. Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

  2. Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

  3. Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление.

Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой.

Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом.

Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери.

После этого проводится захват.

При проведении задержания в отдельно стоящем здании, в полевых условиях необходима убедительная легенда, чтобы сблизиться с ним и одновременно блокировать пути к бегству.

Для поимки подозреваемого устраиваются засады в местах возможного его появления. Если проводится операция по задержанию сразу нескольких лиц одновременно, то необходимо четко скоординировать действия групп захвата.

Вся информация передается в дежурную часть.

Этапы задержания

При задержании выполняются следующие обязательные действия:

  • проведение захвата лица;
  • изымание оружия, предметов и документов, уличающих гражданина в причастности к преступлению;
  • составление протокола изъятия;
  • приглашение защитника;
  • проведение личного осмотра, снятие отпечатков пальцев, фотографирование;
  • допрос в присутствии адвоката.

После задержания проводится личный обыск (ст. 184 УПК) самого подозреваемого, а также одежды и вещей, которые были у него на момент проведения следственного действия в присутствии двух свидетелей или с применением видеосъемки.

Если он невозможен в сложившихся условиях, то у подозреваемого лица изымаются оружие (если оно имеется), документы, подтверждающие личность, другие предметы, находящиеся у него в карманах одежды.

Задержанного доставляют в отделение полиции, где проводится личный обыск.

В отделе полиции составляется протокол задержания. Эта процедура проводится в течение 3 часов со времени его совершения. В нем отражают дату, время и место написания.

Кроме этого, в нем указываются:

  • мотивы;
  • все данные о личности задержанного;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • наличие признаков наркотического или алкогольного опьянения;
  • описание одежды и обуви;
  • перечень изъятых предметов с их описанием.

Если имеются повреждения на одежде, вещах, теле или лице, то их описания заносятся в протокол. В нем отражаются все детали задержания, в том числе попытка убежать, выбросить или проглотить уличающие его предметы.

Перед тем как отправить задержанного в камеру, проводится допрос. Согласно ст. 91 УПК, он должен быть проведен в течение двадцати четырех часов после доставки в ОВД. Перед его началом лицу объясняют его права и зачитывают основания для его задержания. На допросе должен присутствовать адвокат задержанного, который может провести беседу с ним наедине в течение 2 часов.

Если у него нет своего, то ему предоставляется государственный защитник.

Все сведения допроса отражаются в протоколе. Если у лица, подвергнутого задержанию, имеются признаки опьянения или приема наркотиков, то ему проводится медицинское освидетельствование. В течение двадцати четырех часов о проведении задержания письменно ставят в известность надзирающего прокурора.

Меру пресечения определяет суд.

Срок и цели применения меры

Основными мотивами обоснования задержания могут быть одно или несколько опасений, что подозреваемый, находясь на свободе, станет препятствовать следствию.

Это могут быть намерения скрыться, представление опасности для общества, возможность продолжения преступной деятельности или тот момент, когда, находясь на свободе, преступник может повлиять на ход расследования, воздействовав угрозами на свидетелей, уничтожив доказательства.

Задержание подозреваемого, лишение его свободы без судебного постановления составляет 48 часов. Этот срок связан с п. 2 ст. 22 Конституции РФ. Его можно продлить только через суд.

Для этого судебный орган должен признать задержание законным. Следствию нужно представить дополнительную информацию и обосновать необходимость продления срока.

В заседании присутствует адвокат, который приводит свои доводы о необоснованности продления.

Судебным постановлением могут быть вынесены три решения:

  • освобождение подозреваемого за недоказанностью правомерности задержания или по истечении срока задержания;
  • продление срока на 72 часа (с момента вынесения решения суда);
  • применение меры пресечения «заключение под стражу».

Существующие основания для освобождения.

Основания и порядок освобождения задержанного

Освобождение из-под стражи проходит в случаях, если причастность к совершению преступления не нашла подтверждения, отсутствуют мотивы для применения меры заключения под стражу, при производстве задержания были нарушены пункты ст. 91 УПК РФ, после истечения 48 часов не был продлен срок задержания.

Источник: https://policii.net/sovety/chto-takoe-zaderzhanie-litsa

Статья 14. Задержание

Основания и порядок применения полицией задержания

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

[attention type=green]
6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
[/attention]

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5.

Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.
12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П”По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко”

5.

Закрепленное оспариваемым законоположением право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, с составлением протокола о доставлении в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 Федерального закона “О полиции”, представляет собой меру административного принуждения, направленную исключительно на защиту прав и законных интересов как доставляемых, так и иных лиц.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2016 N 2224-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абрамова Максима Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом 15 статьи 5, пунктом 3 части четвертой статьи 46, подпунктом “а” пункта 3 части третьей статьи 49, частями первой и второй статьи 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

При этом обязанность разъяснить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации право лицу, которое подвергнуто задержанию или в отношении которого проводятся иные действия, ограничивающие его свободу, личную неприкосновенность или другие конституционные права, предусмотрена как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 11), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3, 28.1.1 и 28.2), так и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ “О полиции” (часть 3 статьи 14) и реализуется с учетом природы возникших правоотношений, регламентируемых законодательством, на основании и в процедурах которого осуществляется (допускается) соответствующее ограничение прав личности.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П”По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко”

5.

Закрепленное оспариваемым законоположением право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, с составлением протокола о доставлении в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 Федерального закона “О полиции”, представляет собой меру административного принуждения, направленную исключительно на защиту прав и законных интересов как доставляемых, так и иных лиц.

Источник: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07022011-n-3-fz-o/glava-4/statja-14/

Статья 14. Задержание | ГАРАНТ

Основания и порядок применения полицией задержания

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

[attention type=green]
6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
[/attention]

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Как действовать при задержании полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Основания и порядок применения полицией задержания

В жизни бывает всякое. Порой ситуация оборачивается так, что за вежливым обращением сотрудника МВД следует его предложение проехать в отделение и разрешить непонятную ситуацию.

Любой преступник морально должен быть готов к тому, что его деяния вскроются, и он попадет в поле зрения полиции.

Но как быть рядовым гражданам, для которых такое требование полицейского в разгар дня – как гром среди ясного неба?

Правила поведения в момент задержания и в самом участке для многих людей неясны. Чего делать нельзя и какие права задержанного полицией можно и нужно реализовать и соблюсти, поговорим далее.

Законодательная основа

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина. При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Пренебрежение знаниями опасно

Как вести себя при задержании полицией? Почти каждый может предполагать, что кто угодно способен попасть в такую ситуацию, но только не он. Поэтому можно не переживать по данному поводу. При этом многие зачастую даже не знают, как себя вести и что нужно делать при встрече с человеком в форме.

Такое мышление может привести к весьма печальным последствиям. Даже если задержанный человек ни в чем не виновен, неведение и ошибочное поведение могут отнять огромное количество времени и сил на решение проблем, которых можно с легкостью избежать.

Как происходит процедура

Порядок процедуры регламентируется ст. 14 закона № 3-ФЗ. При задержании полицейский обязан:

  • представиться;
  • предъявить служебное удостоверение;
  • озвучить причину обращения;
  • разъяснить права и обязанности задержанного;
  • составить протокол задержания.

При осуществлении процедуры полицейский должен соблюдать и уважать права гражданина. Сотруднику категорически запрещено унижать человека, прибегать к мерам физического насилия или жестокому обращению.

Если у задержанного лица имеются при себе личные вещи или автотранспорт, то они могут подвергаться досмотру сотрудником. При этом полицейский обязан обеспечить присутствие не менее 2-х понятых или же вести видео фиксацию досмотра.

Если сотрудники досмотрели личные вещи задержанного лица, то запись об этом делается в протоколе задержания, или составляется отдельный документ – протокол досмотра, в котором понятые ставят собственноручные подписи.

Не допускается личный досмотр гражданина лицом противоположного пола, то есть женщину должна досматривать женщина, а мужчину – мужчина.

После задержания гражданина доставляют в отдел полиции, где его помещают в специально отведенное для этого помещение, предварительно осмотрев на предмет наличия побоев, ссадин или иных телесных повреждений.

Основания для задержания

Основанием задержания гражданина могут быть:

  1. Нахождение на территории, в которой введен специальный режим, или в месте осуществления специального полицейского контроля, проведения КТО.
  2. Присутствие на месте ДТП или совершения преступления.
  3. Внешние признаки или действия, дающие повод считать, что гражданин имеет отношение к совершению преступления.
  4. Наличие при себе запрещенных законом предметов или веществ, вещей, для хранения или использования которых необходимо разрешение
  5. Наличие сходства с внешностью разыскиваемого преступника или личности, пропавшей без вести.
  6. Достаточные подозрения в совершении правонарушения или намерении его совершить.

Задержать могут по следующим причинам:

  1. Для установления личности (в случае отсутствия документов),
  2. В качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного преступления.
  3. В связи с административным правонарушением.

Если вы уверены, что задержание не имеет оснований, во-первых, не теряйте самообладания. Вежливо и спокойно приведите аргументы в свою пользу.

Если результатом беседы не станет то, что сотрудник полиции отпустит вас восвояси, стоит позвонить своим родственникам и сообщить о задержании.

После чего следует прекратить общение с правоохранительными органами до консультации с адвокатом или юристом. Сотрудники полиции обязаны сообщить вашему адвокату о произошедшем по вашей просьбе.

Виды и причины задержания

Задержание может быть как одиночным – если ситуация не указывает на совершение преступления, и просто необходима проверка (тогда сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделение самостоятельно, например, на патрульной машине), так и групповым, когда требуются усилия целого наряда полицейских. Точно также это может быть запланированное задержание (захват) или же по факту, «спонтанным».

Последнее происходит, если полицейский обоснованно в чем-то заподозрит человека (внешнее сходство с разыскиваемым преступником, подозрение на алкогольное опьянение в общественном месте и т.п.). Такое задержание станет неожиданностью не только для гражданина, подлежащего препровождению в участок, но и для самого уполномоченного должностного лица.

Основания для задержания перечислены в Федеральном законе «О полиции» (статья 14). Согласно пункту 2 упомянутой статьи, сотрудник органов правопорядка уполномочен произвести задержание в случае, если человек:

  • подозревается в совершении преступления;
  • должен быть взят под стражу на основании УПК РФ;
  • совершил побег из-под стражи;
  • присужден к уголовному наказанию или административному аресту и уклоняется от данного наказания;
  • находится в розыске;
  • является лицом, в отношении которого ведется расследование по делу об административном правонарушении;
  • уклоняется от назначенных ему судом мер медицинского или воспитательного характера;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нарушил комендантский час (в случае его введения);
  • бежал из психиатрической лечебницы;
  • подозревается в попытке самоубийства или уже предпринял ее и может быть опасен для себя и/или окружающих;
  • является подданным иного государства, которое предоставило требование о выдаче задерживаемого гражданина.

Любое из этих оснований является правомерной причиной для предоставления сотрудникам правопорядка объяснений и показаний в стенах отделения МВД. Для реализации этого требования гражданин должен быть задержан и доставлен в участок.

Статья 14. Задержание

Закон РФ «О полиции» 2020 года (N 3-ФЗ РФ редакция 2018-2019)

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/zaderzhanie-policiej.html

Статья 14. Задержание – Закон о полиции

Основания и порядок применения полицией задержания
[Закон о полиции] [Глава 4]

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

  • 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;
  • 4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  • 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
  • 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  • 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  • 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трёх часов;
  • 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  • 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  • 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трёх часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.
12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_14/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.