Осмотр предметов без понятых

Правовые основания наружного досмотра

Осмотр предметов без понятых

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т.д.

Исполняя свое прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств.

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст.

13 ФЗ “О полиции”, в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение.

Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ “О полиции” и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В последнее время участились случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и с применением предметов, используемых в качестве оружия.

В практике известны случаи, когда правонарушители подчиняются требованиям сотрудников полиции и прекращают противоправное поведение, но при доставлении в отдел полиции нападают на полицейских, используют для нападения всевозможные предметы и создают реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как “наружный досмотр” и “наружный осмотр”, а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ “О полиции” в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения полицейские имеют право в порядке ст. 27.

7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых.

Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

В исключительных случаях, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо может иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр (досмотр вещей, находящихся при физическом лице) может быть осуществлен без понятых.

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе “О полиции” нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

В соответствии с п. 18 ст.

13 ФЗ “О полиции” сотрудники полиции имеют право осуществлять “в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру – не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места”. В таком случае у граждан есть право выбора: подвергаться личному осмотру или нет, но тогда будет отсутствовать право прохода в конкретное общественное место. И граждане подвергаются личному осмотру добровольно, а ведь они не совершали никаких правонарушений.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право “требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей”. И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

В п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции говорится о проведении досмотра как о мере, направленной на обеспечение безопасности сотрудников полиции: “…

в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.

Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Однако и для сотрудников полиции данное положение представляется размытым. В Уставе ППСП само определение понятия наружного досмотра отсутствует, а также не прописаны условия его проведения. Сотрудникам полиции предлагается проводить наружный досмотр путем похлопывания, прощупывания элементов одежды физических лиц.

Но в ходе такого наружного досмотра, во-первых, не всегда возможно обнаружить предметы, которые могут быть использованы досматриваемым лицом в качестве оружия, а во-вторых, часто возникают вопросы со стороны досматриваемых лиц по поводу законности и обоснованности действий сотрудников полиции.

Гражданам незнакомо само понятие “наружный досмотр”, они понимают его как “личный досмотр” и требуют соблюдения законности со стороны сотрудников полиции, обязательного присутствия понятых и составления протокола. Зачастую и сами сотрудники полиции путаются в понятиях “наружный досмотр”, “наружный осмотр”, “личный досмотр”, “личный обыск”.

Не совсем понятен порядок проведения наружного досмотра физического лица, при котором будут обнаружены предметы, подлежащие изъятию.

Вызывает сомнение правомерность положения Устава ППСП о немедленном изъятии оружия и предметов при проведении досмотра без понятых: “…обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

В п. 4 ст. 27.7 КоАП РФ есть упоминание об исключительных случаях проведения личного досмотра без понятых: “…

при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых”.

Не совсем ясна процедура приобщения к материалам дела оружия, которое изымается при наружном досмотре. Ни в одном нормативном правовом акте не регламентирована процедура перехода наружного досмотра в личный досмотр.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые на первый взгляд не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

В таких случаях необходимо привлекать понятых и проводить личный досмотр физического лица, но возникает вопрос, как потом это все оформлять процессуально и доказывать законность действий сотрудников полиции, если это досмотренное физическое лицо будет обжаловать все происходившее в органах прокуратуры.

Иногда проведение наружного досмотра физических лиц помогает оперативно установить личность, своевременно оказать помощь пострадавшим лицам, но правовых оснований проведения наружного досмотра этих лиц в Федеральном законе “О полиции” нет.

Например: физическое лицо оказалось в состоянии, при котором не способно сообщить о себе сведения, а его необходимо отправить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, установить адрес проживания, сообщить близким лицам.

Сотрудники полиции проводят наружный досмотр лица, находящегося в бессознательном состоянии, с целью обнаружения документов, удостоверяющих личность. А иногда проведение наружного досмотра позволяет обнаружить и изъять предметы, которые могут быть использованы во вред медицинским работникам.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции” п. 15.

1 следующего содержания: “…

осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе”.

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

А.В. Равнюшкин (Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ) предлагает внести изменения в ст. 24 ФЗ “О полиции”, изложив ее в следующей редакции: “В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица.

Наружный досмотр – мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых, соответственно, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости – с применением специальных технических средств”.

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ “О полиции” менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п.

266 Устава ППСП, изложив его в следующей редакции: “Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра.

Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона “О полиции”.

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона “О полиции”, изложив его в следующей редакции: “…

доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ) проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим: “…

наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ “О полиции” правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения.

Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e73f2d773d7264d1f665203/pravovye-osnovaniia-narujnogo-dosmotra-5e7b10e57ffbd323a61dd5d8

Осмотр предметов и документов в соответствии с УПК РФ

Осмотр предметов без понятых

Ст. 177 УПК РФ раскрывает последовательность осуществления одного из центральных следственных мероприятий – осмотра. В уголовном процессе сам по себе он не может выступать как доказательство по делу.

Однако его итоги, закреплённые в процессуальном документе или в изъятых предметах, являются таковыми. Для осуществления осмотра соответствующее постановление должностного лица необязательно. Из данного правила есть два исключения: обследование почтовых или телетайпных отправлений и осмотр жилища.

В последнем случае, при наличии возражений собственника или жильцов дома, требуется решение суда.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Понятие и виды осмотра

Как правило, по прибытии на место происшествия перед правоприменителем встаёт задача разрешить вопрос с возбуждением уголовного дела. Далеко не во всех случаях следователь сразу может с уверенностью определить криминальный характер произошедшего. Ответ можно получить уже на стадии первичного обследования.

Осмотр как досудебная процедура преследует две основные цели: найти и зафиксировать следы преступления, а также выявить другие обстоятельства, могущие оказать влияние на течение всей процедуры следствия и результат разрешения дела.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в статьях 176, 178, 179, 185 рассматривает несколько видов осмотров в рамках следственных мероприятий.

В основу классификации заведена специфика объекта:

  • тело человека (другое название – освидетельствование);
  • место преступления;
  • иная местность, где предпринята попытка скрыть улики или совершались другие действия, напрямую с самим актом преступного эксцесса не связанные;
  • материальные объекты, предметы;
  • документы;
  • жилище или помещение юридического лица;
  • труп;
  • почтовые или телеграфные сообщения.

Мероприятия предварительного расследования в отношении трупа и почтовой корреспонденции в силу специфики объекта выделены законодателем в отдельные статьи, равно как и освидетельствование. Все остальные виды осмотра сводятся к обследованию предметов неживой природы, неких материальных объектов, несущих информацию о совершённом преступлении.

Освидетельствовать можно только живого человека. Эта процедура предстаёт особой разновидностью осмотра.

Поскольку процедурные мероприятия проводятся в отношении человека, наряду с отраслевыми нормами применяются положения законодательствао личных правах, не последнее место в котором занимают международные договоры.

Освидетельствование проводитсяисключительнопри установлении возможности установления фактов, способствующих выявлению всех обстоятельств дела и при отсутствии необходимости назначения судебной экспертизы.

Вся процедура детально регламентирована в ст. 179 УПК. До начала следователь должен оформить постановление о назначении освидетельствования.

Отказаться от его проведения освидетельствуемый не вправе, при этом для фотографирования или съёмки согласие последнего обязательно.

Кроме того, при наличии оснований к участию в процедуре привлекается врач или иной специалист. Полное освидетельствование, как правило, сопровождается обнажением. В таком случае, если освидетельствованию подлежит лицо другого пола, из соображений профессиональной этики следователь при этом не присутствует. Саму процедуру проводит врач.

Визуальное обследование трупа вынесено законодателем в отдельную статью в силу необходимости произведения эксгумации. Такая процедура имеет этические и другие, отличные от всех иных следственных процедур, аспекты, требующие индивидуального регулирования.

Осмотр предметов УПК РФ относит к важнейшим процессуальным процедурам, с помощью которых выявляются обстоятельства и улики, изобличающие злоумышленников. Все собранные при осмотре материалы при условии их правильного процессуального оформления приобретают статус вещественных доказательств в уголовном процессе.

Статья 177 УПК РФ (порядок производства осмотра)

Статья 177 УПК РФ содержит самые общие положения о порядке осмотра, задаёт юридические рамки его проведения. Непосредственно сама процедура осмотра определяется криминалистическими рекомендациями и руководствами, разработанными для каждого вида осмотра практикующими экспертами.

Тем не менее законом установлены основные вехи производства следственного мероприятия, заданы сроки осуществления процессуальных действий, введены запреты:

  1. Основное правило – осмотр предметов производится на месте обнаружения. За исключением случаев многочисленности предметов или необходимости их исследования. К исключительным обстоятельствам законодатель также отнёс время суток, длительность процедуры, обстановку проведения осмотра. При наличии таких условий предметы изымаются и переправляются для исследования криминалистам. Процесс изъятия фиксируется в протоколе, сами предметы помещаются в специальную криминалистическую плёнку. Упакованный пакет опечатывается и заверяется личной подписью следователя, во избежание фальсификации доказательств. С этой целью дополнительно в протоколе подробно описываются индивидуально-определенные признаки каждого изъятого предмета.
  2. Все выявленные и изъятые предметы подлежат обязательному предъявлению присутствующим лицам и понятым для обозрения.
  3. Осмотр жилища не должен переходить в обыск. При осмотре недопустим активный поиск улик: просмотр содержимого шкафов, вскрытие напольного покрытия, прощупывание стен. При осмотре выявлению и фиксации подлежат не спрятанные следы и предметы, те, что находятся на виду.
  4. Осмотр помещения юридического лица должен проводиться в присутствии его представителя. При отсутствии возможности его участия в протоколе осмотра следователь обязан сделать об этом отметку. Причины отсутствия представителя юридического лица должны быть объективными. В противном случае произведённый осмотр может быть признан неправомерным, проведённым с нарушением. Все полученные при таком осмотре доказательства становятся недопустимыми и не могут быть использованы в суде.

Вся процедура осмотра, с юридической точки зрения, фиксируется и оформляется единственным процессуальным документом – протоколом осмотра.С точки зрения законодателя, правильно заполненный протокол в достаточной мере обеспечивает достоверность полученных доказательств.

Изменение жизненных реалий, развитие научно-технического прогресса неизбежно приводят к совершенствованию криминалистической техники при проведении осмотра и выемки предметов. Появляются новые объекты осмотра: электронные носители информации, аппараты сотовой связи. Это влечёт за собой разработку новых методик и введение новых норм в процессуальное законодательство.

В настоящее время принятие решения об участии понятых при производстве следственных действий в порядке ст. 177 отнесено на усмотрение следователя, ведущего дело.Предыдущая редакция данного кодекса – УПК РФ от 11 февраля 2013 года такой нормы не содержала.

Отдельное место занимает осмотр документов при расследовании экономических преступлений, к примеру, в налоговой или банковской сфере. По новой редакции кодекса осмотр документов организации следователь вправе проводить без понятых, но с участием специалиста с экономическим или бухгалтерским образованием.

В ходе выездных налоговых проверок нередки случаи выявления «чёрной» бухгалтерии, подделки бухгалтерский и налоговых документов. При наличии явных признаков состава преступления к осмотру помещений юридического лица привлекается сотрудник правоохранительных органов. В данном случае выемка документов производится не в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а по правилам статьи 177 УПК РФ.

Особую роль правильно проведённый осмотр места происшествия имеет для выявления инсценировок при совершении преступлений. В криминалистической технике и методике также существуют не единожды проверенные способы распознавания инсценировок путём обнаружения её признаков, поскольку абсолютной точности в воссоздании обстановки преступник, как правило, не достигает.

К основным признакам инсценировки эксперты относят:

  • слишком явный характер следов;
  • наличие «лишних» объектов в обстановке;
  • отсутствие «нужных» следов для совершения преступления именно воссозданным преступником способом;
  • состояние оставленных следов не соответствует условиям и ситуации их обнаружения.

Здесь главным аспектом распознавания инсценировки является наличие негативных обстоятельств, т.е. факты и следы, противоречащие таким, которые обычно остаются при наступлении того или иного события. Данные обстоятельства устанавливаются только в ходе осмотров. Никакими иными криминалистическими методиками и технологиями выявить такие факты невозможно.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-177-upk

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.