Обязанности сотрудников полиции

IX. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50

Обязанности сотрудников полиции

IX. Должностные регламенты (должностные инструкции)

174. Должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях системы МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников (примерная форма должностного регламента (должностной инструкции) – приложение N 38 к настоящему Порядку).

Права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, и их структурных подразделений устанавливаются положениями, уставами органов, организаций, подразделений системы МВД России и их структурных подразделений без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).

175. Непосредственными руководителями (начальниками) могут разрабатываться и утверждаться с учетом положений, содержащихся в пунктах 177 – 182 настоящего Порядка, должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям.

Должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям используются для ознакомления сотрудников при назначении на одноименные должности, а также для разработки индивидуальных должностных регламентов (должностных инструкций).

176.

Разработка должностных регламентов (должностных инструкций) осуществляется в соответствии с Законом о службе, иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учетом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений. Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учетом Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” .

——————————–

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст.

6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 14, ст. 2008; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 25, ст. 3591; N 31, ст.

4821; N 50, ст. 7562.

177. Должностной регламент (должностная инструкция) должен (должна) содержать следующие разделы:

177.1. Общие положения.

177.2. Права.

177.3. Обязанности.

177.4. Ответственность.

178. В разделе “Общие положения” следует предусматривать:

178.1. Перечень основных нормативных правовых актов, правовых актов органа, организации, подразделения системы МВД России, в соответствии с которыми определяются права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность сотрудника. Непосредственную и прямую подчиненность сотрудника при выполнении им служебных обязанностей.

178.2.

Сведения об исполнении сотрудником обязанностей по иной должности в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника (за исключением случаев, если должность временно отсутствующего сотрудника не относится к номенклатуре должностей, назначение на которые производится руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу данный сотрудник).

178.3. Сведения об особенностях режима служебного времени сотрудника.

178.4. Иные сведения с учетом особенностей осуществления профессиональной деятельности сотрудника.

179. В разделе “Права” предусматриваются права сотрудника по замещаемой должности.

180. В разделе “Обязанности” предусматриваются служебные обязанности сотрудника по замещаемой должности.

181. В разделе “Ответственность” предусматривается ответственность сотрудника за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами органа, организации, подразделения МВД России, в котором он проходит службу, контрактом, а также должностным регламентом (должностной инструкцией).

182. Должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются Министром, заместителями Министра, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений системы МВД России, а также иными руководителями (начальниками), которым названными руководителями (начальниками) предоставлено соответствующее право.

183. Должностной регламент (должностная инструкция) составляется в двух экземплярах.

Непосредственный руководитель (начальник) ознакомляет сотрудника с обоими экземплярами должностного регламента (должностной инструкции) под расписку.

Первый экземпляр передается сотруднику, второй экземпляр хранится в подразделении делопроизводства и режима органа, организации, подразделения системы МВД России или их структурных подразделений.

184.

Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, ведомственная принадлежность которых зашифрована, составляются в одном экземпляре, с которым сотрудник должен быть ознакомлен под расписку непосредственным руководителем (начальником). Место хранения должностных регламентов (должностных инструкций) указанных сотрудников определяется руководителем (начальником), их утвердившим.

Источник: https://bazanpa.ru/mvd-rossii-prikaz-n50-ot01022018-h3995007/prilozhenie1/9/

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел

Обязанности сотрудников полиции


В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов.

Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины).

Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Анализируя структуру административно-правового статуса сотрудника ОВД, прежде всего, необходимо разобрать такие понятия как административно-паровой статус гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан — способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером.

Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере [1, с.33]. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства.

Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел значимые изменения.

Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [2].

Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» [3], «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» [4].

Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока — социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия [5, с.186–188].

Значимый объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

  1. военная служба — государственные военные службы,
  2. государственная гражданская служба — обеспечение исполнения полномочий государственного лица,
  3. правоохранительная служба — службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности.

В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах конкретной территории его территориального органа.

Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы.

Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых перечисляются их права и обязанности.

Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска [6, с.24–27].

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за нужной информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет значимых оснований.

Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, имеют право обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

  1. требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,
  2. проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
  3. при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,
  4. при необходимости использовать транспортные средства граждан,
  5. при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, прежде всего, он должен руководствоваться положениями закона [7, с.272–275].

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность основываясь на контракте, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении необходимой цели. Сотрудник полиции не имеет право прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Также сотрудник полиции может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, основываясь на приказах применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств, имеющих двойное гражданство.

Литература:

  1. Административное право: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Макарейко. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 212 с. — Серия: Учебное пособие.
  2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.
  3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Там же. 8 февр.

Источник: https://moluch.ru/archive/259/59577/

Оперуполномоченный: суть его работы и обязанности

Обязанности сотрудников полиции

Среди сотрудников полиции есть свое разделение труда. Одни собирают доказательства по преступлениям, другие конвоируют и охраняют подозреваемых, третьи — пресекают массовые беспорядки. Однако есть и те, кто преступников ищет.

Деятельность оперуполномоченного

Оперуполномоченный (или по-простому — опер) — это сотрудник оперативно-розыскного отдела МВД, ФСБ или иной силовой структуры.

Иными словами, это должностное лицо, у которого имеется право проводить определенные мероприятия по охране правопорядка: разыскивать преступников, пропавшие ценности, пресекать преступления и правонарушения и т.д.

Деятельность оперуполномоченного регламентируется ФЗ №144 “Об оперативно-розыскной деятельности”, где прописаны основания и основные задачи для любого работника оперативно-розыскного отдела.

Вкратце, в задачи оперуполномоченного входит:

  • Опрос свидетелей и потерпевших;

  • Осмотр мест преступлений (жилых домов, машин, промышленных помещений);

  • Наблюдение за людьми;

  • Исследование документов;

  • Поиск информации в разных средствах коммуникации (например, прослушка, наблюдение с помощью специальной аппаратуры);

  • Оперативное внедрение;

  • Контроль за почтовыми, телеграфными и другими отправлениями.

Чем отличается опер от следователя?

В Российской империи люди этой профессии назывались агентами уголовно-сыскной полиции, а после Октябрьской революции они стали называться оперуполномоченными.

При этом обязанности между следователями прокуратуры и операми были поделены: первые ведут дело и устанавливают все обстоятельства преступления, чтобы представить дело в суде, вторые — занимаются розыском преступников и ищут доказательства их вины.

Это разделение труда сохраняется и поныне:

  • Следователи Следственного комитета, ФСБ или МВД занимаются сбором и систематизацией доказательств преступления.

  • Оперуполномоченные в зависимости от направления работы занимаются розыском подозреваемых, сбежавших преступников, пропавших без вести, украденных ценностей, контрабанды и т.д. Кроме того, они ведут агентурную работу и занимается пресечением преступлений.

Требования к навыкам оперуполномоченного

Профессия оперуполномоченный достаточно сложна физически и морально, поэтому большинство занимающихся этим делом — мужчины. Женщины на этой работе встречаются крайне редко.

Кандидат в оперы должен отвечать определенным требованиям:

  • Возраст до 35 лет. Однако с учетом стажа в органах МВД на других должностях допускаются кандидаты до 50 лет.

  • Высшее юридическое образование.

  • Для мужчин — обязательная служба в армии.

  • Физическая подготовка, навыки владения оружием и приемами рукопашного боя.

  • Хорошее здоровье.

  • Отсутствие судимостей как у самого кандидата, так и в его семье.

Также от оперативного работника ожидают смелости, инициативности, умения работать в команде, высоких морально-волевых качеств.

Однако главный навык любого хорошего сыщика — это налаживание контакта с людьми.

Причем работать ему приходится с весьма специфическим контингентом: бывшими уголовниками, наркоманами и в целом маргинальными людьми. Выстроить среди них агентурную сеть — весьма нетривиальная задача.

К сожалению, этому нельзя научиться в полицейском вузе. Подобный навык нарабатывается в ходе длительной практической работы.

Опер, как правило, работает шесть дней в неделю, выходной — только воскресенье. Но это все только на бумаге. Часто им приходится работать и в отпуске, и в выходные дни.

Как стать оперуполномоченным?

Чтобы устроиться на работу опером, необходимо закончить ведомственный вуз МВД или пройти курсы профессиональной переподготовки, если уже есть иная специальность.

После обучения курсанту будет присвоено офицерское звание — это тоже обязательное условие для работы оперуполномоченным. Обучение в вузе займет от трех до пяти лет и уже во время обучения будет зачисляться рабочий стаж.

Поступить можно в следующие учебные заведения:

  • Московский университет МВД России

  • Краснодарский университет МВД России

  • Санкт-Петербургский университет МВД России

  • Академия управления МВД России

  • Волгоградская академия МВД России

  • Нижегородская академия МВД России

  • Омская академия МВД России

  • Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК)

Выпускники этих вузов получают звание младшего лейтенанта и могут без проблем идти работать по своей специальности. Ведь все нужные юридические знания они получают в период обучения, а также, когда проходят стажировку.

Какая у оперуполномоченного зарплата

Опер — достаточно востребованная профессия и помимо того еще и перспективная, ведь хороший сыщик на вес золота. Если он при этом еще и наделен организаторскими способностями, то в дальнейшем вполне может возглавить состав органа полиции или найти себе место в частных структурах (к примеру, служба безопасности банка, крупной компании).

За время работы у любого хорошего опера появляются разные полезные знакомства и связи, которые помогут двигаться по карьерной лестнице вверх, имея определенные профессиональные навыки и аналитические способности.

Зарплата оперуполномоченного варьируется от 20 000 до 40 000 руб. Эта цифра зависит от премий, звания, занимаемой должности, и различных надбавок, а также стажа работы. Таким образом, молодой сотрудник может иметь зарплату 20 000 — 25 000 руб., а опытный — вдвое больше. В Москве зарплата оперов в полиции на 10 000 — 15 000 руб. выше, чем в регионах.

Карьерные перспективы оперуполномоченного

Карьерный путь опера занимает много времени, ведь нужно всё время посещать курсы повышения квалификации. Звание и должность в правоохранительных органах взаимосвязаны и опер может быть претендентом на повышение звания до капитана, а старший опер уже до майора, и так можно дорасти и получить звание подполковник.

Еще существует такая должность, как “младший оперативный сотрудник”, она не дает права на звание офицера. Её занимают прапорщики транспортных и территориальных органов внутренних дел. Они занимаются в основном расследованиями мелких общеуголовных преступлений, поэтому карьерного роста в этой должности фактически нет.

Вакансии в полиции для оперуполномоченных

Как правило, структурные подразделения МВД РФ вывешивают вакансии на своих официальных сайтах. При этом требования к оперуполномоченным будут серьезно отличаться между собой. Зависеть они будут от того, в каком конкретно отделе будет трудиться кандидат. В некоторых случаях понадобится даже знание языков программирования и баз данных (РНР, HTML, Javascript, СУБД Oracle и т.д.).

Абсолютный минимум для трудоустройства в полиции: высшее или среднее профессиональное образование.

Плюсы и минусы профессии оперуполномоченного

Занятие оперов очень тяжелое и даже опасное, не каждый захочет и сможет выбрать себе такую профессию. Но в этой работе есть и свои преимущества.

Плюсы:

  • Востребованность и хорошая зарплата. Работая в правоохранительных органах, опер заслуживает уважение от жителей своего города, ведь он защитник общества.

  • Полезная деятельность. Вычисляя и задерживая преступников, опер меняет мир в лучшую сторону, защищая невинных граждан от нарушителей закона и опасности.

  • Льготы. Занимая эту должность, работник имеет такие льготы как длинный отпуск, можно выйти на пенсию раньше, чем люди, не работающие в правоохранительных органах, бесплатное медобслуживание, специальные программы по приобретению жилья.

Минусы:

  • Психологическая и физическая нагрузка. Оперу иногда приходится задерживать преступников, вести допрос, настаивать на своем. А нарушители закона — не из приятных людей и общение с ними несет негатив.
  • График работы. Часто опера работают сверхурочно, иногда вообще не появляются дома, что приводит к проблемам в семье и различным заболеваниям.

  • Угроза жизни и здоровью. На оперативного работника могут внезапно напасть, нанеся ущерб здоровью

Автор статьи Юркин Алексей

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/operupolnomochennyy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.