Объявление в розыск

Статья 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Объявление в розыск

1.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

См. все связанные документы >>>

1.

До приостановления дела следователь (дознаватель) производит розыскные следственные действия (обыск для установления скрывающихся лиц; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров; допрос соседей, сослуживцев обвиняемого) или иные мероприятия, например, направляет запросы в различные учреждения. После приостановления дела следователь вправе лишь истребовать и принимать представленные предметы и документы. См. коммент. к ст. 209. Если, несмотря на принятые меры, местонахождение обвиняемого (подозреваемого) не удалось установить, то поручение о розыске дается органам дознания. Розыск обвиняемых является одной из задач милиции (ст. ст. 8, 9 ФЗ “О милиции”), для осуществления которой могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия. Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные данные о личности обвиняемого .

——————————–

См.: Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел. Приложение N 1 к Приказу МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 // Вопросы расследования преступлений. М., 1996. С. 653 – 654.

2. По масштабам определяют виды розыска: местный, федеральный, межгосударственный, международный.

Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2 – 6 месяцев безрезультатного местного розыска).

Межгосударственный розыск проводится в пределах государств – участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним.

Международный розыск производится на территории государств – членов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации.

Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативными актами (Приказ МВД России N 786, Минюста России N 310, ФСБ России N 470, ФСО России N 454, ФСКН России N 333, ФТС России N 971 от 6 октября 2006 г. “Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола”). Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы РФ, о наличии связей за пределами РФ. Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

– разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (см. ст. 47 УПК);

– обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск;

– разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК, или указания прокурора, данного по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК).

Постановление об объявлении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заверяется печатью.

Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола.

Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля ФСБ РФ направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

4. Часть 3 комментируемой статьи в редакции Закона от 4 июля 2003 г. положила начало формированию нового уголовно-процессуального института – задержанию обвиняемого, которое по смыслу закона должно проводиться по аналогии с задержанием подозреваемого на срок до 48 часов.

Однако задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Об этом см. коммент. к ст. 91. Предназначение нового института состоит в обеспечении “запрета заочного ареста”. См. коммент. к ч. ч. 4 – 5 ст. 108.

В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-28/Statya-210/

Приостановление расследования: порядок, длительность. Розыск подозреваемого и порядок объявления в розыск

Объявление в розыск

Мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания) дознаватель или следователь может вынести при наличии оснований и условий на это. Копия такого постановления должны быть направлена прокурору. В нем содержится следующая информация:

  • событие преступного деяний;
  • квалификация преступления;
  • лицо, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления, в случае его установления;
  • фактические обстоятельства дела, выступающие в качестве основания для приостановления производства;
  • условия и правовые основы приостановки.

В случае привлечения по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых нескольких человек, в отношении некоторых из которых есть основания для приостановления расследования, следователь может выделить для них дело и самостоятельное производство. После того, как происходит выделение, прекращается производство по уголовному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 УПК следователи (дознаватели) должны направить уведомление об этом в адрес потерпевших лиц, их представителей, гражданских истцов или ответчиков.

Замечание 1

Одновременно с этим происходит разъяснение порядка обжалования этого решения. Также в случае приостановки расследования об этом направляется уведомление подозреваемым, обвиняемым и их защитникам.

https://www.youtube.com/watch?v=iVrkZ5i4ogE

Законодательно не предусмотрена форма и сроки, в соответствии с которыми следователь должен уведомлять. Статья 209 УПК содержит положение о том, что после того, как приостановлено предварительное расследование, не допускается производство следственных действий.

Особенности розыска при приостановлении производства

В случае приостановки производства по причине неустановления лица, которое подлежит привлечению как обвиняемый, следователю необходимо принимать меры для его обнаружения (п. 1 ч. 1 ст. 208).

До момента приостановления производства он дает поручение органу дознания, которое касается производства оперативно-розыскных действий, совершаемых для установки преступника.

В случае приостановки производства для обнаружения обвиняемых лиц следователь объявляет розыск.

Определение 1

Розыск обвиняемого представляет собой одну из процессуальных функций следователя. Он заключается в деятельности, которая направлена на обнаружение обвиняемых, местонахождение которых неизвестно. В этом процессе создаются условия, позволяющие разрешить дело по существу.

Объявление в розыск обвиняемых происходит на основе вынесения мотивированного постановления, в котором содержатся сведения:

  • событие преступного действия;
  • информация о человеке, которого необходимо объявлять в розыск;
  • основания для объявления в розыск;
  • орган дознания, который будет производить розыск;
  • мера пресечения, избранная в отношении разыскиваемого человека

Сбор всей информации, касающейся личности обвиняемого лица, производится при расследовании.

Следователь после приостановления расследования должен продолжать розыск обвиняемого, при этом он использует только организационные и розыскные средства, а действия следствия не осуществляются. На него же возлагается ответственность за организацию розыска. Следователи также возглавляют и контролируют работу органа, который производит поиск обвиняемого.

Замечание 2

Приказы МВД России регулируют порядок организации розыска обвиняемых лиц.

Опиши задание

При поручении производства розыска обвиняемых лиц, следователи не имеют прав определять методы, необходимые для использования органом дознания. Выбор любого метода розыска или конкретных действий орган дознания осуществляет самостоятельно. Здесь важно взять за основу обстоятельства каждого отдельного случая.

Не позднее 3 дней после принятия решения о розыске происходит передача следователем органу дознания копии постановления и справки о личности обвиняемого человека. В первую очередь все мероприятия розыска производят в рамках территории субъекта РФ, на которой было совершено преступление (местный розыск).

В случае отсутствия положительного результата при проведении локальных разыскных мероприятий объявляется федеральный розыск, при этом рамки территории расширяются и розыск осуществляется на всей территории РФ.

Лица, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, сбежали из-под стражи или из мест лишения свободы (включая лиц, вооруженных огнестрельным оружием), должны немедленно быть объявлены в федеральный розыск. Это происходит после вынесения соответствующего постановления органа расследования.

Если есть основания в отношении разыскиваемого обвиняемого, которые предусматривает статья 97 УПК, то при его обнаружении возможно избрание одной из мер пресечения.

Замечание 3

Меры пресечения, не связанные с лишением свободы, могут избираться в отношении обвиняемых, местонахождение которых было неизвестно. Для этого необходимы сведения, что человек не примет активных действий для того, чтобы скрыться от органов расследования.

В случае, когда в уголовном деле есть информация, которая дает возможность полагать, что разысканный обвиняемый может снова скрыться, то в отношении него избирается мера пресечения, предусмотренная в статье 108 УПК.

Розыск скрывшихся лиц

При объявлении скрывшегося человека в розыск принимается решение об использовании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со 108 статьей УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу для скрывшегося преступника применяется только в случае объявления его в международный розыск.

В других случаях заочное избрание меры пресечения в качестве заключения под стражу недопустимо.

https://www.youtube.com/watch?v=0AMD7l4jEn0

Если разыскиваемое лицо обнаружено, то орган дознания уведомляет об этом инициатора розыска. Он должен принять в отношении этого лица меры, которые указаны в розыскном задании, включая задержание и меру пресечения, которая не связана с лишением свободы, если ее избрали.

Следователь, прекращая производство по уголовному делу или уголовному преследованию, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого сразу же прекращает розыск. Для этого нужно уведомить об этом орган дознания, который получил поручение на проведение розыска. Следователь должен вынести мотивированное постановление о прекращении розыска.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/priostanovlenie-rassledovanija/

Федеральный розыск: основания и порядок объявления

Объявление в розыск

Федеральный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и информационно-справочных и иных действий ОВД, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в РФ.

Розыск осуществляется в отношении лиц:

а) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;

б) уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

в) без вести пропавших;

г) утративших связь с родственниками;

д) не способных сообщить о себе установочные данные;

е) а также при идентификации неопознанных трупов.

Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено.

Сроки объявления в фед розыск:

1) Немедленное объявление, после принятия процессуального решения о производстве розыска:

– привлеченные к уголовной ответственности за совершение тяжк и особо тяж преступлений

– совершившие побег из мест л/с и предварительного заключения или из под стражи вооруженные о.о. либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей, причинить вред здоровью.

2) По истечению 3 мес с момента объявления местного:

– привлеченные к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и сред тяжести

– лица пропавшие без вести

3) По истечению 6 мес с момента объявления местного:

– все остальные категории розыскиваемых, в т.ч. лица утратившие связь с родственниками.

Объявление в федеральный розыск производится по постановлению, которое выносится ОВД, осуществляющим местный розыск. Одновременно сотрудником заполняются информационно-поисковые карты (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. При получении дополнительных данных о разыскиваемом или связях в ИПК вносятся коррективы.

Постановление, подписанное начальником ОВД, вместе с розыскным делом и ИПК направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел.

Розыскные подразделения МВД, УВД, получив материал и, проверяют обоснованность объявления в федеральный розыск, передают постановления и ИПК на связи и места появления разыскиваемых в ИЦ. Розыскное дело возвращается инициатору розыска.

Информационный центр МВД, УВД, сделав отметку об объявлении федерального розыска в статистической карточке, направляет постановление об объявлении федерального розыска в ГИЦ МВД РФ. Одновременно заполняется и высылается в ГИЦ контрольная карточка.

При наличии дактилоскопической карты на разыскиваемого, не состоящего на централизованном дактилоскопическом учете, ИЦ снимает с нее фотокопию, а оригинал направляет в ГИЦ МВД РФ, ИПК на связи и места возможного появления разыскиваемых лиц вводятся в автоматизированный банк данных .

Работник горрайоргана внутренних дел, выявляя дополнительные связи или места возможного появления разыскиваемого, заполняет на них ИПК и направляет в ИЦ МВД, УВД.

Розыскные подразделения МВД, УВД периодически, но не реже одного раза в квартал, анализируют сведения АБД о местах возможного появления разыскиваемых и их связях.

На основе анализа, руководителями МВД, УВД принимаются управленческие решения о направлении в регионы оперативно-розыскных групп для проведения необходимых мероприятий по установлению разыскиваемых.

Тактика реализации розыска лиц, пропавших без вести, имеет сходство с розыском укрывшегося обвиняемого. Кроме сведений о личности, его связях, образе жизни выясняются события, предшествовавшие его исчезновению.

Если меры федерального розыска не дали ожидаемых результатов, или есть основание считать, что лицо находится за пределами РФ, то объявляется международный розыск.

Билет

Понятие и значение личного сыска; его задачи; субъекты; объекты и места проведения; документальное оформление.

личный сыск – это комплексный метод ОРД кот примен-ся сотр-ми опер подр-ий (и в опред пределах др сотрудниками ОВД) закл-ся в непосредственном (личном) распознании (установлении) лиц, представл опер интерес, прогнозировании их прест поведенияи затем в применении к нему предусмотр законом мера также в обнаружении фактов прест деятельности неизвестных ОВД, предметов, вещей и событий имеющих отношение к преступлениям.

Объект: лица, факты, события, предметы и вещи представл опер интерес. Однако предметы ЛС интересуют сотрудников не только для то чтобы использовать их в качестве вещ доков по УД но и для тго чтобы через них выйти на лиц, представляющих опер интерес.

К предметам представляющим опре интерес относятся: похищенные предметы находящиеся в розыске, предметы кот запрещены.

Субъект: опер сотрудники, сотр-ки опер-поиск подраздел.

Субъект, осуществляющий ОРМ личным сыском, может сообразно обстановке действовать как гласно, так и негласно, опрашивать и проводить наблюдение, осматривать помещение, участок местности где он находится, наблюдать за объектом ОРМ, наводить справки в отношении конкретного лица, устанавливать и отождествлять его личность и др.

Значение личного сыска:

1. Предупреждение преступлений: выявляя применением методов личного сыска причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимая меры в пределах прав, предоставленных законом, к их устранению, НМ могут эффективно предупреждать совершение преступлений;

2. Выявление, преследование, задержание преступника по “горячим следам” т.к. зная приметы преступника, его повадки, привычки, проявив наблюдательность и оценив общую обстановку НМ может установить и задержать преступника в короткое время после совершения преступления

3. Выявление лиц, готовящихся совершить, совершающих или ранее совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, суда или следствия совершивших побег из мест лишения свободы; 4. Обнаружение похищенного имущества, мест его хранения и сбыта, орудий совершения преступления и иные доказательства по делу.

Задачи: выявление лиц, представляющих оперативный интерес, установление события преступления, обнаружение похищенного имущества и иных предметов и явлений, указывающих на признаки приготовления или совершения преступления, на основе установления сходства или тождества по заранее известным свойствам и признакам.

Оформление:

1)рапорт – когда опер сотрудник дол доложить вышестоящему начальнику о рез-ах и получить соответ указания.

2) справка- необходимо зафиксировать выявленные путем лич сыска факты кот вполне м.б использованы для др ОРМ.

3) акт – для фиксации фактов (соб-ий) если в процессе ЛС их наблюдали представители общественности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s34951t1.html

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Объявление в розыск

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и  степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ).

Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия.

Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск.

Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего.

Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск.

В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело.

Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г.

Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов).

Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца).

О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.  

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск.

Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов.

Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.  

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося.

С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается.

Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Так, для розыска лиц при отсутствии законных процессуальных оснований сотрудниками оперативных подразделений органов МВД РФ и ФСБ РФ используется способ так называемого «сторожевого контроля» с заполнением сторожевых листков.

По сути, данный способ по степени информационного обеспечения возможностей для розыска лица внутри Российской Федерации ничем не отличается от розыска подозреваемых и обвиняемых, уступая последнему лишь мерах и степени ограничения конституционных прав после того, как разыскиваемое лицо обнаружено.

В отношении лица, местонахождение которого надо установить, но в отношении которого нет законных оснований для объявления в розыск, проводится тот же комплекс мероприятий, что и при розыске: опрашиваются соседи и знакомые, заполняется сторожевой листок и направляются ориентировки, отслеживаются операции в отношении имущества, направляется информация в органы пограничного контроля, аэроперевозчикам, в систему «Магистраль» и т.п. Процедура «сторожевого контроля» регламентируется внутренними приказами МВД РФ и ФСБ РФ с грифом «для служебного использования»; о степени закрытости данных внутренних нормативных актов можно судить хотя бы потому, что они не были предоставлены для изучения даже Европейскому суду по правам человека при рассмотрении жалобы  г-на Шимоволоса, который пожаловался на нарушение его прав вследствие применения к нему процедуры «сторожевого контроля». ЕСПЧ признал незаконность применения указанной системы «сторожевого контроля», однако она применяется в РФ по прежнему в полном объёме.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Источник: https://advokat-rating.ru/publikatsii/rozysk-podozrevaemykh-i-obvinyaemykh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.