Объявление лица в розыск

Содержание

Процессуальный порядок объявления подозреваемого или обвиняемого в розыск

Объявление лица в розыск

⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 69Следующая ⇒

ри наличии оснований и условий приостановления расследования следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания). Копия постановления направляется прокурору.

В постановлении должно быть указано: событие преступления; его квалификация; лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, если оно установлено; фактические обстоятельства, выступающие в качестве основания для приостановления производства по дату; условия и юридическое основание приостановления.

Если по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых привлечено несколько лиц и в отношении отдельных из них имеются основания для приостановления расследования, то следователь вправе выделить в отношении этих лиц дело и самостоятельное производство. После выделения производство по уголовному делу приостанавливается.

Согласно ч. 1 ст.

209 УПК следователь (дознаватель) уведомляет о приостановлении расследования потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления расследования в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК об этом также уведомляются подозреваемый, обвиняемый и его защитник.

Закон не предусматривает, в какой форме и срок следователь уведомляет о приостановлении расследования. После приостановления предварительного расследования производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК).

Розыск подозреваемого (обвиняемого). Порядок объявления в розыск

При приостановлении производства по п. 1 ч. 1 ст. 208 в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, следователь должен принять меры к его обнаружению.

До приостановления производства расследования следователь должен дать поручение органу дознания о производстве оперативно-разыскных действий для установления лица, совершившего преступление. В случае приостановления производства но и. 2 ч. 1 ст.

208 УПК следователь для обнаружения обвиняемого обязан объявить в отношении него розыск.

Под розыском обвиняемого понимается одна из процессуальных функций следователя, представляющая собой деятельность, направленную на обнаружение обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, и создание условий для разрешения дела по существу.

Для объявления розыска обвиняемого следователь должен вынести мотивированное постановление.

В постановлении должны быть указаны: событие преступления; данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления лица в розыск; орган дознания, котором}' поручается осуществление розыска; избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения. Данные о личности обвиняемого должны быть собраны в ходе расследования.

После приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только разыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются.

Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

Порядок организации розыска обвиняемого регулируется приказами МВД России.

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае.

Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого. Первоначально разыскные мероприятия проводятся на территории субъекта РФ, где было совершено преступление (местный розыск).

Если же проведение локальных разыскных мероприятий не дало положительного результата, тогда объявляется федеральный розыск обвиняемого, а поисковые мероприятия проводятся на всей территории РФ.

Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из мест лишения свободы или из-под стражи, а также вооруженные огнестрельным оружием, объявляются в федеральный розыск немедленно после вынесения об этом постановления органа расследования.

При наличии оснований, указанных в ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения может быть избрана одна из мер пресечения.

Мера пресечения, не связанная с лишением свободы, может быть избрана в отношении обвиняемого, местонахождение которого было неизвестно, и при наличии сведений, что это лицо не примет активных действий с целью скрыться от органов расследования.

В тех случаях, когда в уголовном деле есть данные, позволяющие полагать, что разысканный обвиняемый может вновь скрыться от органов расследования, в отношении него должна быть избрана мера пресечения в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК.

Решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, принимается при объявлении лица в розыск. Согласно ч. 5 ст.

108 УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого возможно только при объявлении его в международный розыск.

В остальных случаях заочное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого не допускается законом.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в разыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения, не связанной с лишением свободы, если она была избрана.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, которому поручался розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.
⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒

Date: 2015-09-24; view: 10146; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-77307.html

Внимание: розыск!

Объявление лица в розыск

3 апреля 2015 года вступила в силу новая Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5, далее – Инструкция). Данный документ пришел на смену ранее действовавшему акту (приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122).

Необходимость обновления Инструкции связывалась, прежде всего, с затруднительностью межведомственного взаимодействия, которое проявилось после того, как в 2011 году Следственный комитет РФ отделился от Генеральной прокуратуры РФ.

В ранее действовавшем акте порядок совместной работы ведомств по поиску пропавших детально не регламентировался, в результате чего полиция и следователи часто не могли договориться между собой относительно сотрудничества при рассмотрении таких заявлений.

Это, в свою очередь, служило причиной нарушения сроков рассмотрения обращений граждан и снижения скорости реагирования на происшествия.

Заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России, генерал-майор внутренней службы Иван Иванов уточняет: “Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан. В результате нормативный правовой акт, ранее определявший порядок работы в данном направлении, фактически не применялся”.

Так, за последние четыре года даже при безвестном исчезновении несовершеннолетних уголовные дела возбуждались лишь в одном из 14 случаев. На конец первого квартала 2015 года, по данным МВД России, в розыске находилось 1596 детей.

Новая Инструкция призвана исправить эти недостатки. Кроме того, в документе существенно расширен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Рассмотрим новый порядок розыска без вести пропавших подробнее.

Основные положения Инструкции  

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Система ГАРАНТ дает возможность анализировать списки полученных документов по видам информации. Для этого в строке базового поиска (F2) необходимо ввести поисковый запрос, например, “безвестное исчезновение”. После того, как будет построен список найденных актов, следует выбрать расположенную в нижней части окна кнопку “Анализ списка” или найти соответствующий пункт в выпадающем меню кнопки “Работа со списком”. В результате появится диалоговое окно с перечислением всех видов информации и количеством представленных в данном списке документов. Выбрав интересующий вид информации, можно построить новый список подходящих документов.

Новая Инструкция, как и прежняя, устанавливает, что сообщение о безвестном исчезновении человека должно быть принято и зарегистрировано независимо от:

  • давности и места исчезновения лица;
  • наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания;
  • наличия или отсутствия полных анкетных данных и фотографии пропавшего;
  • наличия или отсутствия сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения (п. 3 Инструкции).

Напомним, что обратиться в полицию с заявлением о пропаже человека можно как в устной, так и в письменной форме (п. 2.1.3, п. 2.2.

3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; далее – Инструкция о порядке приема заявлений и сообщений).

Каждому заявлению или сообщению присваивается очередной порядковый номер в Книге учета (п. 4 Инструкции о порядке приема заявлений и сообщений).

Затем дежурный полиции обязан оформить талон, состоящий из двух частей: талона-корешка, который остается в дежурной части, и талона-уведомления, который вручается заявителю (п. 34 Инструкции о порядке приема заявлений и сообщений). С помощью талона-уведомления впоследствии можно подтвердить факт обращения в полицию, его дату и время.

На своем официальном сайте МВД России отмечает, что действующим законодательством не установлен какой-либо перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением об исчезновении человека, а, следовательно, сделать это может любое заинтересованное лицо (родственники, соседи, коллеги, знакомые и т. д.). Более того, новая Инструкция, в отличие от прежней, охватывает случаи исчезновения не только россиян, но также иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 Инструкции).

Получив сообщение об исчезновении лица, оперативный дежурный территориального органа МВД России выясняет все обстоятельства случившегося, информирует следователя, а также определяет состав следственно-оперативной группы и направляет ее на место происшествия (п. 4 Инструкции).

В ходе проверки подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения (время, место, способ и др.), сведения, характеризующие личность пропавшего, его психоэмоциональное состояние и круг связей (п. 12 Инструкции). При этом действовать представители правоохранительных органов должны незамедлительно (п. 2 ст. 1 и подп. 2 п. 1 ст.

12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”).

Розыск пропавших может осуществляться как сотрудниками полиции, так и следователями. Решающим фактором при определении подведомственности является наличие обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления. Например, если:

  • нет данных о том, что пропавший собирался на длительное время уехать в неизвестном направлении;
  • он не страдает от заболеваний, которые могли бы обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
  • дома у без вести пропавшего лица обнаружены личные документы, вещи (одежда) и деньги, без которых он не сможет обойтись в случае длительного отсутствия;
  • у него намечались важные события (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка и т. п.);
  • при нем были значительные денежные средства или другие ценности, которые могли привлечь внимание преступников;
  • у пропавшего были конфликтные ситуации дома, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами;
  • в отношении него поступали угрозы;
  • пропал несовершеннолетний и т. д. (п. 10 Инструкции).

Данный перечень не является исчерпывающим. 

Сообщения без обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, проверяются сотрудником полиции (п. 8 Инструкции). Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления, сотрудник оперативного подразделения заводит розыскное дело (п. 16 Инструкции).

При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, выезд на место происшествия и руководство следственно-оперативной группой осуществляет следователь (п. 6 Инструкции).

Если в ходе проверки удается установить признаки преступления, следователь незамедлительно возбуждает уголовное дело, о чем уведомляет полицию (п. 14 Инструкции).

После возбуждения следователем уголовного дела розыскное дело прекращается (п. 18 Инструкции).

Если следователь и сотрудник полиции не могут решить, кто из них должен вести дело о розыске, такой спор разрешает прокурор (п. 20 Инструкции).

При этом Инструкция предусматривает персональную ответственность руководителей органов внутренних дел за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении (п. 21 Инструкции).

Вместе с тем, закрепляя порядок взаимодействия между ведомствами, новый акт не регулирует особенности сотрудничества правоохранительных органов с волонтерами. По данным МВД России, ежегодно без вести пропадает около 100 тыс. человек. С учетом того, что предельный штат сотрудников полиции составляет чуть более 900 тыс.

человек (Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 “О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации”), а поиск одного пропавшего ведут десятки полицейских, возможность оперативной работы в этом направлении ставится под сомнение. Поэтому помощь волонтеров часто становится незаменимой.

Так, к розыску пропавших, по словам министра внутренних дел России, генерал-полковника полиции Владимира Колокольцева, все чаще подключаются представители волонтерского движения. При их содействии в 2014 году было найдено 428 человек, что в 2,3 раза больше, чем в 2013 году.

К слову, два года назад в Госдуму был направлен законопроект1, регулирующий особенности волонтерства в России – в его тексте, в частности, было сказано, что участие в поиске пропавших без вести людей является одним из основных видов добровольческой (волонтерской) деятельности.

Однако до настоящего времени данный проект так и не был рассмотрен даже в первом чтении.

Кроме того, в тексте нового нормативного правового акта ничего не сказано про упрощение ряда процедурных действий – например, установление местонахождения абонента по мобильному телефону и получение детализации звонков от сотового оператора.

Последнее возможно только по решению суда, на принятие которого отведены сутки (ст. 186.1, ч. 2 ст. 165 УПК РФ), и потом еще как минимум несколько часов займет получение детализации от оператора связи.

Это значит, что поиски пропавшего затянутся на один-два дня.

Тем не менее представители МВД России подчеркивают, что ключевая роль Инструкции – это именно регламентация ранее отсутствовавшего межведомственнного взаимодействия.

“Мы рассчитываем на то, что основная цель Инструкции будет достигнута.

Однако необходимо опробовать новый порядок в течение хотя бы одного года, исходя из итогов которого можно говорить об успешности указанной деятельности”, – рассказал порталу ГАРАНТ.РУ Иван Иванов.

Правило “трех суток” – миф или реальность?

Бытует мнение, что оперативные дежурные нередко отказывают в принятии заявления о пропаже лица, если с момента исчезновения не истекло трое суток. Считается, что за это время человек, по той или иной причине не сообщивший о своем намерении сменить местонахождение, может одуматься или “нагуляться” и вернуться обратно.  

МНЕНИЕ

Иван Иванов, заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России, генерал-майор внутренней службы:

“Суждения по поводу трех суток ошибочны, они не имеют под собой правовой основы. Сообщения о пропаже человека подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от того, когда он пропал (п. 8 Инструкции о порядке приема заявлений).

При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования по таким сообщениям принимаются сразу же.

Следует учитывать, что действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов могут быть обжалованы вышестоящему руководителю, прокурору или в суд в порядке, установленном действующим законодательством (УПК РФ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ “О полиции”, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”)”.

Стоит отметить, что упоминание об отсутствии в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица в Инструкции все же есть (п. 10.7 Инструкции). Однако в контексте данного акта оно является одним из обстоятельств, свидетельствующих о совершении в отношении пропавшего лица преступления, и никоим образом не может влиять на факт принятия заявления.

Таким образом, отказ сотрудника полиции принять заявление или затягивание процесса поиска являются незаконными.

Обратиться с жалобой на действия сотрудников полиции можно в Главное управление собственной безопасности МВД России, позвонив по телефону 8 (495) 667-07-30 или заполнив форму на сайте ведомства.

Кроме того, существуют территориальные управления собственной безопасности при МВД России – например, в Москве можно связаться с уполномоченными сотрудниками по телефону 8 (499) 255-96-57 или обратившись в отдел собственной безопасности по тому или иному округу (телефоны отделов можно уточнить на сайте территориального ведомства). Еще один вариант – обжаловать действия или бездействие полицейского или следователя прокурору (п. 25.1 Инструкции).

За допущенные нарушения должностное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности. В частности, несоблюдение должностными лицами установленного порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.59 КоАП РФ).

Более того, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, может быть квалифицировано как халатность (ст. 293 УК РФ).

В этом случае может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо в виде обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо в виде ареста на срок до трех месяцев.

Если же в результате халатности причинен тяжкий вред здоровью человека или наступила его смерть, виновное лицо могут привлечь к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишить свободы на такой же срок (в обоих случаях сотрудник полиции может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Источник: https://www.garant.ru/article/627695/

Организация и осуществление отдельных видов розыска | Студент-Сервис

Объявление лица в розыск

Розыск скрывшегося обвиняемого. После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, следователь в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, объявляет розыск обвиняемого и поручает его органу дознания.

Действия, из которых складывается объявление розыска обвиняемого следователем, с одной стороны, и органом дознания – с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них.

Объявление розыска следователем является процессуальным решением: основания и условия этого решения сформулированы уголовно-процессуальным законом.

Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие необходимым принятие данного решения.

Розыск скрывшегося обвиняемого составляют несколько элементов:

  • проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности;
  • сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений;
  • объявление розыска и его поручение органам дознания;
  • планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания);
  • производство следственных и розыскных действий;
  • а также тактических операции, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

Прежде, чем объявить розыск обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить факт его уклонения от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении от следствия.

Проверочные действия включают:

  • получение сведений об обвиняемом по месту жительства и работы;
  • наведение справок в адресном бюро;
  • отработку версий о проживании обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах.

Кроме того, надо проверить обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, паспортных аппаратов, ОВИР, спецприемников, приемниковраспределителей.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании ст. 38 УПК. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Для объявление лица в розыск необходимо вынести постановление о розыске подозреваемого (обвиняемого) и подготовить справку о личности скрывшего обвиняемого с комплектом документов, подлежащих передаче в отдел в уголовного розыска для заведения дела оперативного розыска (розыскного дела). Для объявления лица в розыск необходимо собрать следующие документы:

  • копию постановления о возбуждении уголовного дела,
  • копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
  • копию постановления об избрании меры пресечении в качестве заключения под стражу;
  • копии характеристик и протоколов допросов свидетелей, о предполагаемом месте возможного нахождения и появления подозреваемого,
  • справочные сведения из военкомата, лечебных учреждений (наркологических, психиатрических), бюро по трудоустройству и т.д.;
  • сведения из ГИЦ МВД России о возможном содержании разыскиваемого обвиняемого в местах лишения свободы;
  • справка из адресного бюро о постоянном месте жительства;
  • справка из территориального бюро ЗАГС о возможной регистрации смены имени, фамилии или факта смерти и др.;
  • сведения из других учреждений (таможня, почта, транспортные организации и т.д.);
  • и другие.

На основании постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск.

В случае местного розыска осуществляется комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативносправочных учетов ИЦ и адресных бюро.

При федеральном розыске комплекс перечисленных действий выполняется с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в состав Российской Федерации.

В процессе международного розыска правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства . инициатора розыска, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Поручение производства розыска органу внутренних дел не освобождает следователя от обязанности самому принимать меры к установлению местонахождения обвиняемого.

После объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен использовать все предоставленные ему законом средства для глубокого изучения личности обвиняемого, его связей и, в конечном счете, обнаружения разыскиваемого.

Эта задача следователя, как и на предыдущих этапах розыска, сочетается с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Наиболее распространенными тактическими приемами розыска при этом являются:

  • создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться в них;
  • организация мероприятий по наблюдению за местами наиболее вероятного нахождения или появления обвиняемого;
  • создание ситуации, при которой скрывающейся вынужден будет посетить то или иное место (например, квартиру родственников, знакомых, за которым ведут наблюдение работники полиции);
  • введение в заблуждение розыскиваемого относительно розыскной ситуации;
  • склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;
  • установление каналов связей и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;
  • использование помощи соучастников обвиняемого и т.д. Известен также метод “суживающегося круга поисков” (или метод “просеивания”). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Розыск свидетелей и потерпевших обычно не представляет сложности, за исключением случаев умышленного уклонения названных лиц от дачи показаний. Тогда следователь использует тактические приемы розыска скрывающегося обвиняемого.

Розыск лиц, без вести пропавших, проводится одновременно с проверкой версии об их убийстве и имеет сходство с розыском обвиняемых. Важная роль, в частности, принадлежит изучению личности пропавшего.

Для этого собираю максимально полные сведения о его внешности, отыскивают фото- снимки, устанавливают связи, выявляют данные об одежде, предметах и документах, бывших при нем к моменту исчезновения.

Сведения о пропавшем без вести надо проверить по учетам задержанных, арестованных, а также несчастных случаев, навести справки в больницах, моргах, медвытрезвителях, приемниках-распределителях, спецприемниках, инспекциях по делам несовершеннолетних. Если пропавший не обнаружен в течение пяти суток, в органах внутренних дел оформляют розыскное дело.

Заявление о пропаже лица без вести оформляют специальным протоколом, к которому прилагают фотоснимки и документы пропавшего. По истечении трех месяцев после объявления местного розыска объявляют централизованный (федеральный) розыск лица, пропавшего без вести. Розыск таких лиц прекращается, если со времени исчезновения прошло 15 лет.

В органах внутренних дел ведутся специальные централизованные учеты лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, а также неизвестных больных, на которых лица, ведущие розыск, составляют опознавательные карты, служащие основой учета. Судьба лица, без вести пропавшего, иногда может быть выяснена путем сопоставления составленной на него карты с картами неопознанных трупов.

Розыск трупов ведется в основном так же, как и розыск лиц, без вести пропавших, — чаще всего по делам об убийствах.

Если труп обнаружен, говорить о завершении розыска еще нельзя. Надо установить личность погибшего. В осмотре трупа участвует судебный медик.

Труп дактилоскопируют, фотографируют по правилам сигналетической фотосъемки, а в морге вновь тщательно осматривают, с помощью специалистов отбирают образцы волос, частицы из-под ногтей, из ушных раковин, микрочастицы с различных участков тела и другие образцы, необходимые для экспертных исследований.

Особое значение для установления личности погибшего имеет судебномедицинская экспертиза трупа или его частей.

Эксперт выявляет важные данные: признаки хронических заболеваний, операций и травм; особенности зубного аппарата; группу и тип крови; признаки так называемой привычной деятельности (например, деформацию конечностей, проникновение какоголибо вещества под кожу, патологические изменения внутренних органов, вызванные специфическими условиями труда).

Розыск животных, их трупов или частей чаще всего ведут при расследовании краж скота. Розыскные ориентировки на похищенный скот целесообразно направлять соседним ОМВД России по отдельным районам, администрации сельскохозяйственных организации, рынков, заготовительных контор, убойных пунктов. В розыскных целях используют криминалистический учет похищенного и пригульного скота.

Розыск может быть завершен предъявлением обнаруженного животного или его частей (головы, шкуры, рогов) для опознания по индивидуальным признаем (породе, масти, полу, возрасту, клейму, способу ковки). В случае необходимости назначают зоотехническую, ветеринарную или другую судебную экспертизу.

Розыск предметов. Объектами розыска выступают похищенное имущество ценности, нажитые преступным путем, вещественные доказательства.

При организации розыска имущества и иных ценностей следователь должен учитывать многие факторы, в частности распространенность разыскиваемого, а значит, и время, требующееся для его реализации, размер и количество материальных ценностей, возможности сбыта, вероятный способ транспортировки.

Розыск транспортных средств. Розыск транспортного средства, осуществляется в основном в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), угона или его похищения.

Розыск транспортного средства начинается с объявления операции «Перехват», при наличии информации о транспортном средстве, информировании всех постов ДПС о разыскиваемом транспортном средстве с последующей постановкой на учет в ГИАЦ МВД России как угнанный транспорт.

Для розыска угнанного или похищенного транспорта используется учет всех автотранспортных средств, осуществляемый ГИБДД и являющийся единым для всей территории России и обязательным для всех предприятий, учреждений, организаций и частных лиц.

Помимо номеров учету подлежат многие другие данные о транспортных средствах, в том числе сведения о месте стоянки и документах, подтверждающих принадлежность транспортного средства.

При розыске транспортных средств хорошие результаты может дать назначение автотехнической, криминалистической и иных экспертиз.

Розыск по приостановленному следствием уголовному делу. Возможности получения следователем тактических данных по приостановленному делу (п. 1 ст.

208 УПК), необходимых для розыска, ограничены, поскольку закон не допускает производства по нему следственных действий.

Приостановив предварительное следствие, следователь осуществляет розыск, анализируя данные, полученные из оперативно-розыскных источников, проводя розыскные действия и организационно-технические мероприятия, используя помощь общественности.

Производя розыск, следователь проверяет: имеются ли денежные вклады в сберегательных банках, причем не только на имя обвиняемого, но и его родственников, иных близких лиц; сданы ли в комиссионные магазины, ломбарды, камеры хранения похищенные вещи, а также ценности, нажитые преступным

Эффективным розыскным действием является проверка по криминалистическим и иным учетам.

Целесообразно изучение следователем архивных уголовных дел, особенно при розыске рецидивистов.

В архивных материалах могут быть обнаружены сведения об их личности, родственных, преступных и иных связях, способах уклонения от следствия и суда, сопротивлении при задержании, а также об искомых предметах.

В архивных уголовных делах могут содержаться данные о соучастниках разыскиваемого. Проверка связей позволяет в ряде случаев выявить места хранения орудий преступления, похищенного имущества, ценностей, добытых преступным путем.

После того, как отпадут основания для приостановления предварительного следствия (например, будет разыскан скрывшийся обвиняемый) или возникнет необходимость производства дополнительных следственных действий, предварительное следствие возобновляется мотивированным постановлением следователя.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/organizatsiya-i-osushhestvlenie-otdelnyh-vidov-rozyska/

Розыск людей. Как узнать, находится в розыске человек или нет

Объявление лица в розыск

Разберём такой важный вопрос как уточнение статуса человека на предмет нахождения в розыске. Об этом известно достаточно мало, но тема может быть актуальной, при составлении каких-то контрактов или договоров с людьми, чтобы самому не попасть под внимание органов. Стоит отметить, что это необходимо и при поиске пропавших людей.

Когда розыск инициируется сотрудниками полиции — то это бывает в отношении преступников по разным уголовным делам, а когда по заявлению родственников — то поиск осуществляется в отношении пропавших граждан. Мы расскажем ниже только о том что относится к первому случаю.

Какие же есть способы разузнать не состоит ли ваш собеседник в розыске. Не опасен ли он?

Виды розыска и кого обычно ищут

Принципиально существует несколько видов поиска граждан:

  • местный;
  • региональный и
  • федеральный.

Они ранжируются по масштабу охвата территории поиска. В первом случае речь идёт о розыске человека в пределах района проживания или города. Предполагается что он не ушёл далеко.

Только если не удастся найти на месте — открывается региональный поиск. А потом федеральный — в масштабе всей страны или округа.

Кроме того, отдельно выделяется ещё международный розыск — когда преступление выходит за рамки границ, или преступнику удалось покинуть Россию. По сути — он охватывает весь земной шар, но тут всё уже зависит от политики и договорённостей.

Как правило, преступник должен представлять особый интерес для МВД и ФСБ, чтобы его объявляли в международный розыск через интерпол. В основном это террористы, участники крупных и громких (резонансных) преступлений или политические персоны.

К другим категориям относятся неплательщики алиментщиков, штрафов по судебным решениям и пр. Также ищут уклонистов от военного призыва. В общем, оснований может быть много.

Инициация розыска

В основном дела на розыск заводят сотрудники ГУ УМВД РФ. Но бывает что его инициируют ФСБ, органы таможни и другие службы.

Непосредственно процедуру поиска инициирует следователь, принимая такое решение на базе ст. 210 УПК РФ.

Может и судья в суде вынести такое решение, когда подсудимый не является на заседание по особо важному делу. Отдельно указывается — не требуется ли взять разыскиваемого под стражу. То есть нужен ли арест или нет.

Электронные базы

Если вам нужно определить не состоит ли данный субъект в поиске, то для этого сейчас существует много электронных баз и такая информация общедоступна и лежит в открытом доступе. Заходим, регистрируемся и проверяем.

1. База МВД «Внимание, розыск»

Самым распространённым ресурсом является портал ГУ МВД «Внимание, розыск». Это универсальный раздел где можно найти человека или определить что он в бегах. Зачем кому-то платить если всё можно сделать бесплатно и из первых рук.

Этот сайт включает как пропавших без вести, так и находящихся в розыске по уголовным статьям.

Для поиска нужно ввести основные известные данные о личности: фамилию, имя, отчество, год рождения. Затем нужно оставить свой электронный адрес, на который будут приходить сообщения о ходе поиска, и разгадать каптчу (для борьбы с авто-роботами). Сайт так настроен чтобы сам уведомлять подписчиков.

В появившемся окошке сразу появится ответ на интересующий вас вопрос, а вот вся подробная информация придёт уже на почту в конфиденциальном письме — кто инициировал поиск, почему, приметы подозреваемого и т.д. и т.п.

2. База ФСИН

Существует отдельная база розыска ФСИН: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/criminal/. Здесь вы сразу можете увидеть фото человека и все детали: ФИО, приметы, дата рождения и тд.

3. База Службы судебных приставов

Также свою информацию предоставляет Служба судебных приставов: http://fssprus.ru/vnimanie_rozysk/. Там можно почерпнуть интересные сведения о суммах задолженностей, исполнительные листы и контактные данные.

4. База интерпола

Для международного розыска информацию можно получить на сайте Интерпола: https://www.interpol.int/.

Личное обращение в полицию и миграционную службу

Вы можете посетить ближайшее отделение полиции для получения информации о поиске гражданина. Вам там обязательно помогут разобраться со всеми вопросами.

За другими данными обращайтесь в ГУ по вопросам миграции МВД РФ. Там вам помогут если у клиента нету паспорта РФ, то есть он является мигрантом, или вообще лицом без гражданства. В Миграционной службе можно вычислить недостоверные загран паспорта и т.д.

Источник: https://fsin-pismo-gid.ru/raznoe/rozysk-lyudej-kak-uznat-nahoditsya-v-rozyske-chelovek-ili-net

Всё о розыске без вести пропавших и преступников

Объявление лица в розыск

Поговорим о розыске: как без вести пропавших, так и преступников. А именно: какой бывает розыск, как нужно правильно оформлять людей в розыск и когда он заканчивается.

В Российской Федерации в сутки в среднем пропадает без вести около 200 человек. Несколько десятков тысяч за год. Большую часть из них находят.

Причины, по которым люди пропадают, совершенно разные:

  • это пожилые люди, которые в силу своих возрастных заболеваний забывают, где они живут;
  • это дети, которые заблудились-заигрались;
  • это преступники и правонарушители и т. д.

Для поиска таких людей существует специальная процедура – розыск.

Подписка о невыезде: сроки, последствия нарушения

Какие существуют виды розыска?

У нас в России всего есть 5 категорий розыска:

  1. Самый первый и распространенный — это местный розыск, который организовывается в конкретном населенном пункте пропавшего без вести и его окрестностях.
  2. Региональный, охватывающий регион, в котором пропавшие лицо проживало.
  3. Федеральный розыск, который охватывает территорию всей нашей страны. Объявляется в отношении особо опасных преступников, рецидивистов. В том числе, если местные и региональные не принесли никаких результатов.
  4. Межгосударственный — распространяется на территории стран СНГ.
  5. Розыск международный охватывает весь мир и осуществляется с помощью организации Интерпол.

Кто может проводить розыск?

Оперативно-розыскные мероприятия безусловно должна проводить полиция. Могут и ещё две организации: федеральная служба судебных приставов (ФССП) и федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). И больше никто.

В каких случаях гражданин объявляется розыск?

Есть перечень причин по которым органы могут начать оперативно-розыскные мероприятия:

  • в отношении подозреваемого, либо обвиняемого в совершении преступления;
  • в отношении без вести пропавшего лица;
  • в отношении лиц, которые уклоняются от прохождения военной службы;
  • в отношении должников, по которым есть исполнительное производство федеральной службы судебных приставов.

Причем статья 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» даёт право судебному приставу-исполнителю объявить в розыск (в том числе и федеральный, если местные региональные не дали своих результатов) должника за задолженность свыше всего 10 000 рублей.

Понятное дело, что на практике федеральный розыск подают только такого должника, который должен более полумиллиона. Но тем ни менее возможность подать федеральный розыск должника за меньшие суммы тоже прописана в законе

Когда объявляется федеральный розыск?

Срок зависит от вида розыска:

— По пропавшим без вести людям — спустя 3 месяца после местного и регионального розыска;

— По совершившим преступлением — спустя 6 месяцев после местного и регионального розыска.

Кто объявляет розыск?

По преступникам оперативно-розыскные мероприятия назначает следователи и дознаватели, тех правоохранительных органов, которые ведут расследование данного уголовного дела.

О без вести пропавшим может заявить любой из родственников, того кто пропал. Родственник идет в территориальный отдел полиции и пишет заявление.

Как написать заявление о пропаже человека?

Как правило в отделении есть готовые образцы, так как форма заявление стандартизована. Там указывается:

— кто пропал,

—  при каких обстоятельствах (когда стало известно, что он перестал отвечать на телефонные звонки, когда видели в последний раз);

Обязательно указывается в чём был одет человек.

— возможные места где он может быть: дальние родственники, куда-та уехал там на дачу какую-то к друзьям.

— все контактные данные.

Укажете, как можно более подробные сведения, чтобы оперативные сотрудники могли быстро проверить.  Очень часто бывает, что человек просто запил. Понятно, что родственники очень сильно переживают и пишут заявление. Если  в этом заявлении будет указаны «адреса и явки», то проще будет найти этого человека.

— фотографию пропавшего, максимально приближенную к тому дню, когда он пропал.

Что входит в оперативно-розыскные мероприятия?

Это опрос знакомых, родственников, супругов (в том числе и бывших супругов), осмотр жилья пропавшего, запросы в лечебные учреждения,  морги, на работу. И что самое важное установление контроля за теми предполагаемыми лицами, с которыми пропавший, либо скрывшийся (это касается в первую очередь преступников) может контактировать.

Проще говоря прослушка и слежка.

Также рассылаются ориентировки: в ГИБДД, линейные отделы транспортной полиции, вокзалы и аэропорты.

Где обычный гражданин может узнать находится ли тот или иной человек в розыске?

На сайте МВД в разделе «Внимание розыск». Также гражданин может обратиться прямо в полицию, если он является родственником и может это документально доказать. Мало прийти и сказать, что я двоюродный брат.

С такой просьбой может обратиться только ближайшие родственники в территориальный отдел полиции или к судебному приставу. Родство придется доказывать Обычно отвечают только:

  • супругам (действующим супругам, бывшим нет);
  • детям;
  • усыновленным и родным братьям и сестрам;
  • бабушкам и дедушкам.

Сроки давности по федеральному розыску

По без вести пропавшим — их будут искать столько, сколько нужно пока не найдут. Исключение когда через суд без вести пропавший может быть признан умершим. Или подтверждение факта смерти.

Когда суд может признать без вести пропавшего умершим? Через год после розыскных мероприятий.

По уголовным делам свои сроки давности. А именно:

  • 2 года по преступлениям легкой тяжести. Это те преступления, за которые максимальный срок наказания не превышает трех лет лишения свободы.
  • 6 лет — для преступлений средней тяжести. Это те преступления максимальный срок наказания за которые не превышает пяти лет.
  • 10 лет для тяжких преступлений — это те максимальный срок наказания за которые не превышает десяти лет лишения свободы.
  • Наконец 15 лет для особо тяжких преступлений — это все преступления максимальный срок наказания за которые превышает 10 лет лишения свободы.

Срок давности начинается со дня совершения преступления и если человека не нашли в течение всего этого времени, то федеральный  розыск будет отменён.

Но это не значит, что человек будет освобожден от уголовной ответственности

Наивно полагать, что если человек был федеральном розыске и по нему истекли сроки давности, то ему ничего не грозит. Нет, он не будет в розыске, то есть по нему не будут проводить специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Но данные о том, что он был в розыске останутся навсегда. И если он в будущем совершит даже административное правонарушение, находясь за рулем автомобиля например, и его личность будет установлена, то моментально даже после истечения сроков давности розыска все правоохранительные органы будут оповещены, что данный человек найден.

ссылкой:

Источник: https://narod-yurist.ru/vsyo-o-rozyske-bez-vesti-propavshih-i-prestupnikov

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

Объявление лица в розыск

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

1. Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 206-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гандалоева Алихана Хаджибикаровича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Х.

Гандалоев просит признать не соответствующей статьям 2, 6 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 27 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации статью 210 “Розыск подозреваемого, обвиняемого” УПК Российской Федерации в той мере, в какой она, по его мнению, позволяет следователю произвольно объявить розыск любого гражданина Российской Федерации как подозреваемого в совершении преступления. Заявитель считает, что оспариваемое законоположение является нормативным основанием для начала уголовного преследования без выполнения предусмотренных частью первой статьи 46 этого Кодекса условий, в соответствии с которыми лицо признается подозреваемым в совершении преступления.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 74П16Требование: О возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку органы власти продлевали срок содержания обвиняемого под стражей, ссылаясь, в основном, на тяжесть предъявленного обвинения, не рассмотрев конкретные факты или возможность применения альтернативной меры пресечения.

Илькин А.К. обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных п. п. “а”, “в”, “г”, “з” ч. 2 ст. 126, п. п. “а”, “в” ч. 2 ст. 163 УК РФ, был задержан в соответствии со ст. ст. 91, 92, ч. 3 ст. 210 УПК РФ 1 июля 2010 года.

Приказ МВД РФ N 727, Минюста РФ N 302, ФСБ РФ N 480, ФСО РФ N 570, ФСКН РФ N 425, ФТС РФ N 1739 от 22.09.2009 О внесении изменений в Инструкцию по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденную Приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФТС России от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971

“121.1. Постановления о розыске обвиняемого либо постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащего поручение о розыске, предусмотренных ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.”.

7. Пункт 168 изложить в следующей редакции:

Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 26-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 108, статьями 172 и 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Ю.

Коновалов оспаривает конституционность следующих положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: части пятой статьи 108 – как допускающей в случае объявления обвиняемого в международный розыск принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого и его защитника, статьи 172 – как допускающей возможность неуведомления обвиняемого и его защитника о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и о дате предстоящего предъявления обвинения, и статьи 210 – как не устанавливающей обязанность дознавателя, следователя, прокурора и суда уведомить обвиняемого и его защитника о вынесении постановления об объявлении обвиняемого в розыск и не предусматривающей необходимость вынесения специального процессуального решения об объявлении обвиняемого в международный розыск.

ФССП России от 30.06.2015 N 00043/15/46799-АП”О реализации положений Межведомственного письма”

требовать от подчиненных должностных лиц, реализующих функции дознания, объявлять в розыск подозреваемых (обвиняемых) не только одновременно с приостановлением дознания по уголовному делу, но и, при наличии оснований, во время производства предварительного расследования (ч. 2 ст. 210 УПК РФ);

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/UPK-RF/chast-2/razdel-viii/glava-28/statja-210/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.