Объявление амнистии осуществление помилования

Амнистия, помилование и судимость

Объявление амнистии осуществление помилования

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.

: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин”» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии.

В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е.

в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания.

Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» – «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ – день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, – день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/amnistiya-pomilovanie-i-sudimost

Амнистия и помилование: особенности и различия – статьи

Объявление амнистии осуществление помилования

В соответствии с российским законодательством лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или назначенное наказание заменяется более мягким на основании акта амнистии или помилования.

Амнистия и помилование отличаются друг от друга, несмотря на то, что в результате их применения всегда происходит улучшение положения осужденного (вплоть до освобождения из мест лишения свободы).

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям. 

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках,  награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию. 

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия. 

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах. 

Источник: https://fsin.ru/articles/amnistiya-i-pomilovanie-osobennosti-i-razlichiya

Решу егэ

Объявление амнистии осуществление помилования

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИСУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) объявление амнистииБ) осуществление помилованияB) обеспечение исполнения федерального бюджетаГ) принятие федеральных законовД) осуществление управления федеральной собственностью1) Президент РФ2) Государственная Дума3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ.

Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.

«О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9022

Перспективы амнистии и помилования в России

Объявление амнистии осуществление помилования

Институты амнистии и помилования, несомненно, помогают решить сложившуюся проблему соответствия наказания содеянному.

На основании актов об амнистии и помиловании в настоящее время может быть решен по существу любой правовой вопрос в отношении лица, совершившего преступление.

Современное состояние данных институтов небезупречно, и поэтому вносится довольно большой ряд предложений по их совершенствованию.

Акт об объявлении амнистии занимает особое место в системе нормативных актов.

Как отметил Конституционный Суд в постановлении от 5 июля 2001 года, это уникальный акт, который отличается и от постановлений Государственной Думы по всем другим вопросам, и от других подзаконных актов, принимаемых в форме постановлений.

Дело в том, что в отсутствие закона об общих условиях осуществления амнистии именно конкретные акты об амнистии должны выполнять функцию законодательного регулирования.

Кроме того, постановление Государственной Думы об амнистии по существу допускает отказ от ранее примененных или подлежащих применению в отношении названных в данном акте преступных деяний и лиц норм УК РФ, что не может быть осуществлено нормативным актом, не приравненным по уровню к закону. Следовательно, акты об амнистии по своей юридической силе могут быть приравнены к законам

Однако законы, как известно, принимаются обеими палатами Федерального Собрания – Государственной Думой и Советом Федерации, а такой социально значимый акт, как объявление амнистии доверен только Государственной Думе. Этот факт также не оставлен без внимания юристами.

Так, существует мнение, что “несовершенство юридической техники приводит к неоднообразной практике амнистирования”, в связи с чем предлагается придать акту об амнистии форму федерального закона, “принятие которого контролировалось бы Советом Федерации и Президентом РФ” [5, с.

65].

И.Л. Марогулова также высказывается за передачу решения вопроса об амнистии на рассмотрение обеих палат Федерального Собрания, правда, с сохранением формы акта об амнистии в виде постановления [3, с. 32].

Идея участия Совета Федерации в процессе объявления амнистии заслуживает внимания, однако она имеет определенные недостатки.

В частности, увеличение срока принятия решения об амнистии и, пожалуй, более существенный – необходимость внесения соответствующего изменения в Конституцию, что представляет определенную сложность.

На данном этапе, возможно, стоит сосредоточиться не на совершенствовании формы акта об амнистии и процедуры его принятия, а на разработке и принятии закона об общих условиях осуществления амнистии. И.Л.

Марогулова сформулировала ряд любопытных предложений, на основе которых разработала проект такого закона (в нем наряду с амнистией регулируется и помилование).

В частности, предлагается установить, что право объявления амнистии наряду с РФ принадлежит и республикам в составе РФ; что применение акта амнистии осуществляется только судом, и только после установления вины лица, его совершившего; что невозмещение материального ущерба, причиненного преступлением, является основанием для неприменения амнистии судом. Также выдвигается идея условной амнистии, которая может быть отменена судом, если лицо в течение определенного испытательного срока совершает новое преступление [3, с. 33]. Многие из этих идей спорны и требуют дальнейшей разработки, хотя, конечно, заслуживают внимательного изучения.

Одной из перспектив является создание действующей системы надзора за лицами, которые были освобождены от уголовной ответственности и наказания в порядке амнистии или помилования: специализированные органы или назначение отдельных лиц, уполномоченных на осуществление надзора.

Они должны осуществлять надзорные функции, оказывать помощь амнистированным или помилованным лицам в поиске жилья и трудоустройстве. От амнистированного лица следует требовать выполнения определенных правил, способствующих содействию в разрешении возникающих проблем.

Наличие законодательных актов, регламентирующих основания и порядок применения актов об амнистии и помиловании, а также действующей системы надзора за лицами, освобожденными в порядке амнистии или помилования от уголовной ответственности или наказания, урегулировало бы применение амнистии и помилования, способствовало предупреждению преступлений, исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших уголовно – наказуемые деяния [4, с. 75].

Современное состояние такого правового института как помилование небезупречно, и поэтому многие учёные вносят ряд предложений по его совершенствованию.

Первое предложение касается учета мнения потерпевших от преступлений. Нужно рассмотреть вопрос о необходимости наладить систему работы с потерпевшими от посягательств против личности в тех случаях, когда имеется возможность испросить их мнение о помиловании лица, совершившего посягательство.

Особая процедура помилования должна быть в ситуациях, когда ходатайство подает лицо, осужденное за преступление против личности либо за иное преступление, в результате совершения которого погибли люди, исключая причинение смерти по неосторожности. В названных случаях необходимо выяснить мнение потерпевших от преступления лиц, когда такая возможность имеется.

При резко отрицательной реакции потерпевшего от преступления на возможность помилования лица, совершившего на него или его близких посягательство, ходатайство не должно рассматриваться. Работу по выявлению мнений потерпевших следует возложить на соответствующие структуры уголовно-исполнительной системы.

Подобный учет мнения потерпевшего при рассмотрении ходатайства о помиловании создаст еще одно дополнительное препятствие для злоупотреблений в сфере помилования в регионах, а также повысит авторитет государства и улучшит мнение общественности о самом институте помилования.

Опасаться большого объема работы по выяснению мнения потерпевших от преступного посягательства не стоит, поскольку в общем объеме преступлений посягательства против личности не лидируют. К тому же немногие осужденные за преступления против личности ходатайствуют о помиловании, больше рассчитывая на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Сами осужденные за подобные преступления лица задумаются о том, стоит ли писать ходатайство о помиловании, если будут знать, что в процессе его рассмотрения станет учитываться и мнение потерпевших от посягательства [1, с. 44].

Второе размышление связано с необходимостью предусмотрения возможности обращения с ходатайством о помиловании не только самого осужденного, но и его представителей, в числе которых могут быть родственники, коллеги, общественные деятели, а также адвокаты.

Участие в процедуре помилования профессиональных защитников дало бы возможность осужденному и его близким отслеживать судьбу своего прошения и знать, на какой стадии рассмотрения оно находится.

На адвоката в таких случаях может быть возложена обязанность истребования мнения о помиловании от потерпевших в результате совершения преступления лиц [1, с. 46].

Следующее предложение касается характера предоставляемого помилования, и продиктовано оно, прежде всего, проблемой рецидива среди помилованных лиц. Не секрет, что порой помилованные лица вновь совершают умышленные преступления.

Введение условного помилования позволило бы сделать его более эффективным и, что немаловажно, более массовым, нежели в настоящее время. Это в определенной мере могло бы способствовать смягчению проблемы «перенаселенности» мест отбывания наказания.

Сама же практика «массового» помилования не приведет к потере наказанием превентивного значения, поскольку будет работать механизм условности таких помилований [1, с. 46].

Суть условного помилования, на мой взгляд, должна состоять в том, что, предоставляя его, государство оказывает доверие осужденному, но в случае совершения им вновь умышленного преступления дарованное помилование отменяется. За его введение высказываются ведущие ученые-юристы. Например, И.Л.

Марогулова предлагает применять условное помилование при освобождении от наказания или смягчении наказания с испытательным сроком от одного года до пяти лет. В случае систематических злостных нарушений условное помилование отменяется. Аналогичной позиции придерживается А.С.

Михлин, указывая на то, что акт помилования – это не только акт милости, но и акт доверия [4, с. 123].

Механизм применения условного помилования видится в следующем:

1. Если условным помилованием осужденному сокращен срок наказания и он, продолжая отбывать наказание, совершит новое умышленное преступление, помилование отменяется. Решением суда назначается наказание и к нему присоединяется срок неотбытого наказания в связи с применением к такому осужденному условного помилования.

2. Если условное помилование применяется к лицу, приговоренному к пожизненному лишению свободы, то по общим правилам оно должно применяться лишь по истечении 25 лет отбытия наказания в виде лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного особо тяжкого преступления помилование отменяется и к виновному применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В случае совершения условно помилованным лицом, отбывавшим пожизненное лишение свободы, нового умышленного тяжкого, средней тяжести и небольшой тяжести преступления вопрос о размере и виде наказания решается судом.

В таком случае суд принимает во внимание степень общественной опасности деяния, личность виновного и, учитывая факт условного помилования в виде отмены пожизненного лишения свободы за ранее совершенные преступления, назначает наказание не менее ¾ от максимального размера наказания, предусмотренного конкретной статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации [1, с. 46].

Подводя итог, можно сделать вывод, что несмотря на то, что институты амнистии и помилования в российском уголовном праве претерпели определенную эволюцию, проблемы их совершенствования не исчерпаны и могут являться объектом дальнейших исследований.

Источник: https://apni.ru/article/483-perspektivi-amnistii-i-pomilovaniya-v-rossii

Амнистия и помилование: порядок применения

Объявление амнистии осуществление помилования

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно.

В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется.

В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст.

84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости.

При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу.

В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии.

Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом.

Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности.

Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.