Образование в воспитательных колониях
Уголовно-исполнительное право
Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности (Основные принципы обращения с заключенными).
В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения.
Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, направлено на формирование целостности личности, его гармоничного воспитания и развития. Процесс профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в большей мере подходит для выполнения основной задачи исправительных учреждений — исправление осужденных.
Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений — исправление осужденных.Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.
Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).
Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне — Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ — обязательным средством).
Для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, образовательные и воспитательные средства воздействия являются определяющими, имеют определенные особенности.
Получение основного общего образования для несовершеннолетних является обязательным.
Их отношение к учебе учитывается при применении мер поощрения и определении степени их исправления, при решении вопроса об оставлении их в воспитательных колониях по достижении 18-летия либо переводе в исправительные колонии.В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.
Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.
Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.
Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения).
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным постановлением Правительства.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах колоний также могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка совершеннолетних осужденных осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.
Осужденные из числа инвалидов I или II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку.
Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.Правовое регулирование получения профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных основывается на конституционном праве граждан на труд, включающем свободу выбора профессии.
В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования.
Осужденные, осуществляющие трудовую деятельность и обучающиеся в местах лишения свободы, освобождаются от трудовой деятельности на период сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.
Организация получения осужденными основного общего и среднего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Для инвалидов I и II групп, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку они могут принимать участие в образовательном процессе.
На сегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессионального образования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений.
Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.
Профессиональные образование и подготовка осужденных, как и их общее образование, осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России по согласованию с Министерством образования. Данная категория осужденных к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Источник: https://isfic.info/ispol/exten34.htm
Приказ минюста о получении осужденными в колониях основного и среднего общего образования
Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 ноября 2005 г.
Регистрационный N 7201
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150), Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г.
N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.
1316) и в целях создания необходимых условий для получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы;
Базисный учебный план вечерней (сменной) общеобразовательной школы воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы.
2. Федеральной службе исполнения наказаний (Ю.И. Калинин) обеспечить исполнение утверждаемых Положения и Базисного учебного плана.
3. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
от 30 июля 2000 г.
N 185 “Об утверждении Положения о порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2000 г., регистрационный N 2434);от 5 сентября 2002 г.
N 236 “О внесении изменения и дополнения в Положение о порядке организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2002 г., регистрационный N 3793).
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра В.У. Ялунина.
Министр Ю. Чайка
Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы
1. Настоящее Положение устанавливает организацию получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы (далее – школа).
2. Право осужденных на получение образования гарантируется путем создания школ, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении.
3. Учредителем школы является Федеральная служба исполнения наказаний. Отношения между учредителем и школой определяются договором, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Учредитель:
осуществляет финансирование школы за счет средств федерального бюджета;
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за школой на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности в соответствии с уставом школы;
создает, реорганизует и ликвидирует школу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
обеспечивает создание необходимых условий для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы;создает работникам школы и осужденным необходимые условия для организации образовательного процесса, обеспечивает своевременный ремонт зданий школы; принимает меры к строительству новых зданий; приобретает необходимое оборудование для учебных кабинетов, а также мебель, технические средства обучения, учебники и школьно-письменные принадлежности;
назначает на должность директора школы;
осуществляет контроль за деятельностью школы.
5. Лицензирование образовательной деятельности школы осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
6. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном порядке оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров.
7. Организация обеспечения школы бланками аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании, классными журналами, текстами экзаменационных и контрольных работ, другой документацией осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
8. Школа:
является юридическим лицом и при наличии государственной аккредитации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации;
осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования;
создает при необходимости специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных, имеющих отклонения в развитии;
направляет статистические отчеты об обучении осужденных в Федеральную службу исполнения наказаний в установленные сроки по утвержденным приказами Министерства юстиции Российской Федерации формам статистической отчетности.9. С учетом условий работы воспитательной колонии в школе организуется и проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
10. Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах – не более 16 человек.
11. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при воспитательной колонии, создаются условия для получения общего образования.
12. Обучение проводится педагогическими работниками школы по индивидуальному плану с дополнительной почасовой оплатой в установленном законодательством порядке.
13. Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования.
14.Отвлекать осужденных от уроков запрещается.
Источник: https://rg.ru/2005/12/09/kolonii-obrazovanie-dok.html
Как несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях – статьи
справка
В этой статье расскажем, как живут подростки в этих учреждениях, что в ВК разрешено, а что под запретом, какие виды воспитательных колоний существуют, а также приложим список воспитательных колоний для несовершеннолетних в России.
За что попадают в воспитательную колонию в России?
Система применения наказаний в нашей стране сегодня такова, что далеко не всех молодых людей приговаривают к заключению в колонию – большинство отделываются штрафами. Таким образом, оступившемуся подростку дают возможность исправиться, находясь в обществе, среди родных, в привычной обстановке.
Но если он совершил такие серьезные преступления как убийство, изнасилование, сбыт наркотиков, разбой, тогда у него есть реальный шанс оказаться за решёткой. Эта же незавидная участь ждёт и рецидивистов.
В Можайской ВК, например, был случай, когда первые 11 судимостей у паренька были условными, а на 12-й раз дали реальный срок…
Какие виды воспитательных колоний существуют?
Воспитательные колонии делятся, как и взрослые зоны, на мужские и женские. Причем женских в списке воспитательных колоний для несовершеннолетних в России насчитывается куда меньше, чем мужских. Более важное деление касается условий отбывания наказания в воспитательных колониях. Существуют обычные, облегченные, льготные и строгие условия.
Когда применяются те или иные условия отбывания наказания в воспитательных колониях?
В обычных условиях живут большинство прибывших на зону подростков.
- В строгих условиях отбывают наказание те, кто осужден за умышленные преступления, совершенные в колонии, рецидивисты, а также обитатели ВК, признанные злостными нарушителями порядка.
- В облегченные условия переводятся из обычных те заключенные, которые добросовестно соблюдают правила и прилежно учатся.
- Для подготовки к освобождению воспитанники, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия.
Если осужденный постоянно нарушает режим, его могут перевести из льготных и облегченных условий отбывания наказания в обычные, а из обычных – в строгие.
Что можно заключенным при разных условиях отбывания наказания в воспитательных колониях?
1. Обычные условия (живут в общежитиях)
А) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости заработанные ими в колонии деньги, получаемые пенсии и пособия, а также иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 10800 рублей;
Б) иметь 8 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года;
Источник: https://fsin.ru/articles/chto-takoe-vospitatelnaya-koloniya-vidy-otbyvanie-nakazaniya