Оборот драгоценных камней

Федеральный закон Российской Федерации О драгоценных металлах и камнях

Оборот драгоценных камней

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия.

Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже.

Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов.

Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром.

Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны.

Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ.

Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ.

Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Виды правонарушений с драгоценными минералами

Для того чтобы квалифицировать деяние с минералами, относящихся к благородным, как нарушение, подпадающее под статью 191 Уголовного кодекса, необходима совокупность следующих факторов:

  1. Наличие самого предмета, в отношении которого осуществляется оборот, то есть минерал должен находиться в естественной форме, характерной для природного ресурса.
  2. Нарушение регламента заключаемого договора, если не соблюдены один или несколько обязательных пунктов, необходимые для выполнения при осуществлении сделки.
  3. Отсутствие прав на продажу (передачу) камня или металла у одной из сторон сделки. Это значит, что у продавца отсутствует лицензия на осуществление оборота или право собственности на драгоценный минерал.
  4. Минерал, участвующий в договоре купли-продажи, был добыт незаконным путем.
  5. Противоправное действие совершено частным или должностным лицом, достигшим 16-летнего возраста. Человек может быть гражданином РФ, подданным другого государства, лицом без гражданства.

Виды нарушений, в свою очередь, зависят от стадии обращения минералов: осуществление противоправных сделок, незаконное хранение, транспортировка или пересылка элементов вне зоны действия правового поля.

Ответственность за преступление

Наказание за преступление, предусмотренное статьей 191 УК Российской Федерации, зависит от ущерба.

Если сумма составляет более полутора миллионов рублей, ущерб считается крупным. При денежном эквиваленте в 6 миллионов рублей – в особо крупных размерах.

В последнем случае подлежит применению часть 1 Закона Российской Федерации No 41. За совершение противоправного деяния могут назначаться принудительные работы или отбывание тюремного срока в 5 лет.

Дополнительно может быть выписан штраф в размере 500 тысяч рублей или равный сумме дохода за 3 года.

Если правонарушение совершено группой лиц, действие подпадает под действие части 2 статьи 191 Уголовного кодекса России. В этом случае назначаются принудительные работы в течение 5 лет или назначается тюремное заключение сроком не более 7 лет. Штрафные санкции составляют до 1 миллиона рублей или в размере совокупного доход за 5 лет.

Если сумма ущерба меньше крупного, предусмотрены штрафные санкции. Для частных лиц сумма взыскания составляет от 3 до 5 тысяч рублей. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 10—15 тысяч. Для юридического лица сумма взыскания составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Тактика расследования

Если появились данные о противоправных действиях с драгоценными минералами, первое, что должно быть установлено – действительно ли они подпадают под квалификацию статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Далее минералы изымаются и проводится их анализ с целью определения принадлежности к камням или металлам, относящимся к запрещенным для свободного оборота.

Если статус драгоценного элемента установлен, это означает, что для проведения сделки необходимы соответствующие документы.

К обладателю минерала предъявляется требование предоставить документацию, которая подтвердит законность проведения сделки.

Анализ законности самой сделки – последний шаг на пути к избавлению от уголовного преследования или, в случае несоблюдения хотя бы одного из пунктов закона, наступлению ответственности и применению меры наказания.

На сегодняшний день к подобным преступлениям относятся не только случаи незаконного сохранения или транспортировки драгоценных металлов, но и чеканка фальшивых монет, противоправное увеличение количества ценных бумаг.

Источник: https://ProDragmetally.ru/dragotsennye-metally/federalnyj-zakon.html

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 188-ФЗ

Оборот драгоценных камней

Принят Государственной Думой 9 июня 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 июня 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст.

3101; 2007, N 31, ст. 4011; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; 2015, N 18, ст. 2614; 2017, N 30, ст. 4456; 2018, N 22, ст. 3045; 2019, N 18, ст. 2204; N 23, ст. 2907; N 30, ст. 4151; N 31, ст. 4441; N 49, ст.

6973; Российская газета, 2020, 28 апреля) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

“государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее также – ГИИС ДМДК) – федеральная государственная информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета;

средства идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней – уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода или с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенного для обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них при их обращении.”;

2) пункт 2 статьи 10 дополнить абзацем следующего содержания:

“обеспечения прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них путем использования ГИИС ДМДК.”;

3) подпункт 4 статьи 11 дополнить абзацами следующего содержания:

“по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к средствам идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, способам их формирования и нанесения;

требования к составу информации, представляемой в ГИИС ДМДК, срокам и способам ее представления в ГИИС ДМДК и получения из ГИИС ДМДК;

требования к программно-аппаратным средствам лиц, подключаемых (подключенных) к ГИИС ДМДК;

порядок подключения субъектов, указанных в пункте 4 статьи 122 настоящего Федерального закона, в том числе их информационных систем, к ГИИС ДМДК;

порядок функционирования ГИИС ДМДК;”;

4) в абзаце первом пункта 2 статьи 121 слова “массой до трех граммов включительно” исключить;

5) дополнить статьей 122 следующего содержания:

“Статья 122. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота

1. ГИИС ДМДК создается в следующих целях:

1) обеспечение прослеживаемости (учета) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в целях осуществления контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также подтверждения их подлинности и легальности происхождения;

2) формирование аналитической информации о состоянии отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) обеспечение применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, включая выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. ГИИС ДМДК используется для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Оператором ГИИС ДМДК является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные организации для осуществления функций оператора ГИИС ДМДК.

4. Информацию в ГИИС ДМДК обязаны представлять следующие субъекты:

1) федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации;

2) Центральный банк Российской Федерации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой Центральным банком Российской Федерации в ГИИС ДМДК, а также состав, объем и сроки раскрытия указанной информации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и состоящие на специальном учете;

4) кредитные организации. Состав, объем и сроки представления информации, передаваемой кредитными организациями в ГИИС ДМДК, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6.

Информация, содержащаяся в ГИИС ДМДК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.”;

6) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

“4) отбор проб и (или) образцов драгоценных металлов и драгоценных камней для исследования, проведения испытаний и экспертиз в целях осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.”;

7) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

“2. Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету при их добыче, производстве, использовании и обращении в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

8) абзац второй пункта 4 статьи 22 дополнить словами “и включенным в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, которые осуществляют сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденный Правительством Российской Федерации”;

9) статью 26 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Государственный контроль (надзор) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней осуществляется в том числе с применением ГИИС ДМДК.”;

10) в статье 261:

а) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

“4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которая содержится в ГИИС ДМДК, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым, отклонение от которых являются индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

б) в пункте 6 слова “подпункте 2” заменить словами “подпунктах 2 и 4”;

в) подпункт 4 пункта 7 дополнить словами “в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти”;

11) пункт 1 статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:

“Субъекты, указанные в пункте 4 статьи 122 настоящего Федерального закона (их должностные лица), нарушившие установленный порядок представления информации в ГИИС ДМДК, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Срок ввода государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота в эксплуатацию определяется Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2020/06/26/kamni-dok.html

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней: статья, тактика расследования

Оборот драгоценных камней

Неконтролируемая продажа драгоценных минералов внутри территориальных границ России или после их вывоза за рубеж, является поступком способным подорвать стабильность рынка, привести к обесцениванию материалов, представляющих основу «золотого» запаса держав и стать причиной колебаний курсов валют и обесценивания денежной массы. Для того, чтобы подобного не случилось, добыча и продажа, извлеченных из недр, природных материалов, представляющих ювелирную ценность, находится в единоличном ведении государства и требует наличия специально оформленного разрешения (лицензии) на реализацию любого сопутствующего вида деятельности.

Любые противоправные манипуляции с металлами и камнями, относимыми к драгоценным, являются высокодоходными, а потому привлекательны для преступных субъектов, подлежащих уголовному преследованию и возмездию за валютные преступления.

Особенности злодеяния

Специфика квалификации операций с драгоценным содержимым земных недр в виде камней и металлов, заключается в допустимости того или иного действия, определяемом видом, в котором находятся рассматриваемые материалы.

Так ограненный алмаз, имеющий товарную форму, может передаваться, продаваться, перевозиться и подлежит всему многообразию манипуляций с ним при наличии документа, подтверждающего покупку, чтобы избежать обвинений в незаконном присвоении, а его самородный собрат, не имеющий отшлифованных граней, при любом действии с ним, выполненным нелицензированным субъектом, является предметом преступления.

Аналогичная ситуация произойдет при любых операциях с необработанными металлами, которые даже официальный промысел может продавать только, если они не являются востребованными для федеральной казны в качестве пополнения «золотого» запаса.

Любое, даже незначительное количество золотого песка или самородков, находящееся на руках частного лица, чревато для него преследованием и уголовной ответственностью, так как отдельный индивид не может являться субъектом, допущенным к обращению с металлами и камнями, относимыми к драгоценным.

Законодательные коллизии позволяют привлечь к ответственности в соответствии со статьей 191 УК РФ даже лицо, которое будучи осведомленным о содержании платины, серебра или золота в ножках радиодеталей, произведет их выпаивание из плат и отделит элементы содержащие драгметаллы от основной детали.

Подобное состояние металлов уже переводит их из состояния изделия или лома, в котором деталь находилась бы, не утратив своей целостности и находясь в работоспособном или неисправном состоянии соответственно, в категорию шлихового, то есть необработанного драгоценного металла.

Теперь давайте погововорим о незаконном обороте драгоценных камней и металлов с точки зрения статей УК РФ.

Нормы законодательства и данные статистики

Для понимания является ли поступок преступлением или нет, при обращении с металлами и камнями, причисляемыми к драгоценностям, следует четко знать, что именно подпадает под квалификационное определение предмета в контексте статьи 191 УК РФ, а именно:

  1. К драгоценным металлам, не допустимым к свободному обращению, относятся платина и другие металлы со сродными свойствами, золото и серебро, находящиеся в виде:
    • самородка, то есть образованного в земной коре сплава определенного металла;
    • очищенного промышленным методом от примесей, химически чистого материала;
    • сырья промышленности, полуфабриката производства, искусственного сплава, промышленного продукта или отхода жизнедеятельности, химического соединении и в других формах;
    • монет, не обращающихся в данный исторический период на территории существующих мировых держав.
  2. Драгоценными камнями естественного происхождения называют алмазы, сапфиры, изумруды, александриты, и рубины, а также неповторимые образования из янтаря и жемчуг.

В тексте ст.191 жемчуг хоть и выделен отдельно, но Федеральный закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» причисляет его к органичным драгоценным камням, коим он, следовательно, и является.

Чтобы драгоценный металл или камень не явился поводом для преследования работниками органов охраны правопорядка, он должен пребывать в одном из ненадлежащих состояний:

  1. Для камней:
    • быть непригодным для ювелирного производства;
    • пройти огранку;
    • быть выращенным человеком.
  2. Для металлов и камней:
    • представлять собой изделие ювелирного промысла;
    • относиться к изделиям для обихода.

Так, хранимые в виде сплавленного куска у ювелира некондиционные драгметаллы – ставят его под угрозу уголовного наказания, а скатанное из этого же материала кольцо с несложным орнаментом, нанесение которого не займет много времени – превращает любой, пусть даже аффинированный металл, то есть не имеющий примесей и не причисляемый к ювелирному, в украшение, тем самым выводя его из-под классификации предмета преступления.

Состав преступления и его виды

Чтобы констатировать совершение преступления, подлежащего законному возмездию по статье 191 УК РФ, требуется установление сочетания следующих аспектов:

  1. Объект противоправного деяния, под которым следует рассматривать незаконный оборот, металлов, камней и жемчуга, причисленных к драгоценным. Незаконными будут манипуляции с камнями и металлами, отнесенными к драгоценным и характеризующимися следующими особенностями:
  2. Наличие предмета, под которым рассматриваются камни и металлы, отнесенные к драгоценным и обладающие свойствами и характеристиками, рассмотренными выше.
    1. взаимоотношения оформлены с нарушением регламентированной формы заключения подобных сделок;
    2. хотя бы одна из сторон, заключаемой сделки не обладает правовыми основаниями для участия в ней;
    3. отношения сторон оформлены подобающим способом, с соблюдением формальной составляющей, лицом полномочным для этого, но превысившим рамки своих должностных возможностей;
    4. предметов заключенной сделки выступили материалы, добытые противоправным путем.
  3. Совершение противозаконных действий частным или должностным лицом, отметившим 16-летие и являющееся:
    1. российским гражданином;
    2. иностранным подданным;
    3. субъектом, не имеющим гражданства.

Типология противоправных действий, которые совершаются с металлами или камнями, в том числе жемчугом, причисляемыми к драгоценным, сводится к выделению разновидностей по стадии жизненного цикла обращения материалов, а именно:

  • совершение незаконных сделок;
  • противоправное хранение;
  • перевозка или пересыпка, осуществляемые в нарушение требований правового поля.

Тактика расследования незаконного оборота драгоценных металлов

Приоритетным при расследовании противоправных манипуляций в отношении камней и металлов, классифицируемым, как драгоценные, является выявление их наличия, позволяющего классифицировать действия по соответствующей статье. Отсутствие материалов, являющихся предметом при установлении состава преступления, делает невозможным дальнейшие следственные действия.

При изъятии драгметаллов или камней, производится их анализ для возможности отнесения к запрещенным для обращения материалов, без соответствующим образом оформленных процедур. Если оценка формы драгоценных материалов устанавливает, что необходимо надлежащее оформление сделок с ними, то предъявляется требование к обладателю о предоставлении документов, подтверждающих законность сделки.

Анализ сделки на предмет законности, является последним этапом, успешное прохождение которого избавляет от уголовного преследования, а в ином случае и при несоблюдении любого из требований законов по обращению драгметаллов и камней наказание неизбежно.

О том, как происходило расследование по делу о незаконном оборте драгоценных камней расскажет следующее видео:

Наказание и ответственность

Возмездие за незаконные манипуляции с камнями и металлами, считающимися драгоценными, если зафиксирован крупный ущерб, то есть больший, чем 1,5 млн. рублей, наступает, при установлении вины, по ч.1 ст.

191 УК РФ и подразумевает пятилетние принудительные работы или отбывание этого срока в местах лишения свободы, причем наказание может быть дополнено штрафом, размер которого ограничивается 500 тыс.

рублей или доходом за 3 года.

При групповом участии преступных субъектов, наказание предусматривается ч.2 ст.191 УК РФ и заключается в:

  • работах по принуждению в течение периода, ограниченного пятью годами;
  • тюремном сроке, который не должен превысить 7 лет.

Дополнительно может быть назначена компенсация ущерба в размере до 1 млн. рублей или дохода за 5 лет.

А теперь давайте рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по незаконному обороту драгметаллов и камней.

Судебная практика

Пример 1. Замоскворецким районным судом г.

Москвы был признан виновным субъект, продавший 727,8 грамма различных серебросодержащих частей радиодеталей, которые он приобрел в неустановленном месте и передал за денежное вознаграждение подставному лицу, являющемуся оперативным сотрудником полиции, произведшему задержание преступника на месте совершения противозаконной сделки. Признанный виновным в перевозке, хранении и совершении сделки с драгоценным металлом добытым незаконным образом, гражданин осужден по ч.1 ст.191 и приговорен к штрафу.

Пример 2. Останкинский районный суд г. Москвы установил вину по ч.1. ст.

191 гражданина, нашедшего возле кинотеатра два слитка серебра и попытавшегося их продать в пункте приема вторичных драгметаллов, где и была осуществлена его поимка сотрудниками полиции, прибывшими по сигналу работника скупки.

Присудив раздельные наказания за хранение и совершение противозаконной сделки с драгоценным металлом, суд их объединил, назначив в совокупности – девять месяцев исправительных работ и отчисление 15% заработка в виде штрафа, перечисляемого в доход государства.

Сегодня валютные преступления не ограничиваются только нелегальным оборот драгметаллов и камней, это и фальшивомонетничество денежное и карточное, излишняя эмиссия ценных бумаг, манипулирование рынком и другие. И лишь от нашей честности и сознательности зависит рост таких злодеяний.

О еще одном случае незаконного оборота драгметаллов из судебной практики расскажет видеосюжет ниже:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/valyutnye/nezakonnyj-oborot-dragotsennyh-metallov-kamnej.html

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней и жемчуга

Оборот драгоценных камней

Незаконный оборот драгоценных металлов способен подорвать стабильность рынка, привести к истощению «золотого» запаса государства и обесцениванию денежной единицы.

Именно поэтому любые деяния, связанные с этой сферой, подлежат уголовному преследованию.

Понятие

Состав преступления, предполагающего ответственность в соответствии со ст. 191 УК РФ, содержится в следующих действиях:

  1. Хищение и последующее хранение продуктов, в состав которых входят драгоценные камни и металлы.
  2. Неправильное хранение драгоценных изделий (помещения и шкафы, предназначенные для этих целей, должны отвечать всем нормам пожарной безопасности и охранной сигнализации, а также пломбироваться, закрываться, опечатываться и сдаваться охране).
  3. Хищение и последующая незаконная продажа продуктов, содержащих драгоценные камни и металлы.
  4. Оформление договора с нарушением регламентированной формы (например, у одной из сторон нет правовых оснований для участия в сделке или отношения сторон оформлены неподобающим образом).
  5. Транспортировка (пересылка или перевозка) драгоценных металлов и камней, а также изделий, которые содержат их в своем составе, в пределах Российской Федерации.
  6. Вывоз таких предметов за границу.
  7. Заключение сделки с драгоценными металлами и камнями, добытыми незаконным путем.

Ответственность за совершение подобных правонарушений наступает с 16 лет и распространяется на российских граждан, иностранных подданных и субъектов без гражданства.

Нормы законодательства

Все вопросы, касающиеся незаконного хранения, сбыта, перевозки и пересылки драгоценных металлов и камней, регулирует статья 191 УК РФ.

Согласно этому документу к списку запрещенных товаров, не допустимых к свободному обращению, относятся:

  1. Платина, золото и серебро, пребывающие в виде:
    • Химически чистых материалов, очищенных от различных примесей (промышленным и кустарным методом);
    • Самородков, добытых из земной коры;
    • Искусственных сплавов;
    • Промышленных продуктов;
    • Химических соединений;
    • Полуфабрикатов производства;
    • Монет, вышедших из оборота;
    • Промышленного сырья и т. д.
  2. Драгоценные камни природного происхождения – жемчуг, рубин, изумруд, янтарь, александрит, сапфир и алмаз.

Согласно законодательству, действующему на территории России в 2020 году, для работы с данными материалами необходимо получить специальную лицензию!

Без этого документа какие-либо действия, проводимые с драгоценными камнями и металлами, считаются незаконными.

Исключения из правил

Исключить наличие подследственности в действиях с драгоценными камнями и металлами можно только тогда, когда они пребывают в ненадлежащем состоянии.

В этом случае речь идет о:

  • Готовых ювелирных изделиях, выполненных с помощью художественной обработки;
  • Материалах, непригодных для производства украшений;
  • Камнях, прошедших огранку (при этом у их владельца обязан быть документ, подтверждающий покупку);
  • Предметах антиквариата, старины или искусства, при изготовлении которых использовались драгоценные камни и металлы;
  • Сусальном золоте (тонкие золотые пленки, применяемые в декоративных целях);
  • Дисках для зубных протезов;
  • Ломе ювелирных и бытовых изделий;
  • Коллекционных монетах;
  • Материалах, имеющих искусственное происхождение (выращены человеком);
  • Изделиях, предназначенных для обихода (оружие, посуда, предметы культа и пр.);
  • Государственных наградах, изготовленных с использованием драгоценных металлов и камней.

Если за хранение золотого слитка ювелира могут привлечь к юридической ответственности, то за действия с кольцом, скатанным из того же материала, наказания не будет, так как оно является готовым ювелирным изделием.

Наказание

Наказание за незаконный оборот драгоценных камней или жемчуга зависит от того, к какой части ст. 191 УК РФ относится данное деяние.

Часть ст. 191 УК РФХарактеристикаНаказание
Часть 1Деяние, совершенное в крупных размерах (стоимость драгоценных металлов превышает 1 млн. 500 тыс. руб.).
  • 5 лет принудительных работ или;
  • 5 лет лишения свободы или;
  • 500 тыс. руб. штрафа (либо доход за 3 года).
Часть 2Преступление, совершенное организованной группой и/или группой лиц.
  • 5 лет принудительных работ или;
  • 7 лет лишения свободы;
  • До 1 млн. руб. штрафа (либо доход за 5 лет).

Наказание выносится судом с учетом всех особенностей совершенного преступления.

Случаи из практики

Чтобы помочь вам лучше разобраться в данной теме, приведем несколько примеров из судебной практики.

Пример 1. Гражданин С. выпаял из разных устройств 600 г элементов, в состав которых входит большое количество серебра, и продал их гражданину В. без оформления документов. Наказанием стал штраф.

Пример 2. Работник ломбарда отказался возвращать владельцу золотую цепочку после внесения долга. Объяснением такого поступка стало то, что у владельца не было при себе подтверждающих документов. Претензии сотрудника считаются незаконными, цепочка возвращена хозяину, приговором же стал штраф.

Пример 3. Прохожий нашел в парке мешочек с драгоценными камнями и попытался продать его на черном рынке. В результате был задержан сотрудниками полиции и приговорен к штрафу и исправительным работам.

Пример 4. Коллекционер собрал много разных минералов. Среди поделочных камней был золотой самородок. При попытке продать его коллекционера привлекли к суду и назначили тюремный срок (условно).

Как видите, вопросы, касающиеся незаконного сбыта, транспортировки или хранения драгоценных металлов и камней, достаточно сложны в рассмотрении.

Чтобы не оказаться на скамье подсудимых, будьте внимательны ко всем деталям. Помните, государственный контроль над данной сферой является очень строгим.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nezakonnyj-oborot-dragocennyx-metallov-i-kamnej-statya-191-uk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.