Об инсайдерской информации закон

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Об инсайдерской информации закон

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 5)
  • Глава 2. Меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации (ст.ст. 6 – 12)
  • Глава 3. Функции и полномочия Банка России (ст.ст. 13 – 17)
  • Глава 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (ст.ст. 18 – 26)
  • Глава 5. Заключительные положения (ст. 27)
    • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

N 224-ФЗ
“О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

11 июля, 21 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 23 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 августа, 27 декабря 2018 г., 1 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 2 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Президент Российской ФедерацииД. Медведев

Москва, Кремль

27 июля 2010 г.

N 224-ФЗ

Цель закона – противодействовать неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

К этой информации относятся точные и конкретные нераскрытые сведения, распространение или предоставление которых может существенно повлиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. В частности, данные, касающиеся эмитентов ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов и т. д.

Определены лица, обладающие такой информацией (инсайдеры), а также действия, признаваемые манипулированием рынком. Например, к последним относится умышленное распространение заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов существенно отклонились.

Запрещаются указанные действия и использование инсайдерской информации определенными способами. Установлена административная и уголовная ответственность за эти деяния. ФСФР России предоставляются широкие полномочия, позволяющие выявлять и предотвращать нарушения в соответствующей сфере.

Некоторые органы и организации должны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на своих сайтах. Это касается ЦБР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, прокуратуры, муниципалитетов и т. д.

Предусмотрено, что ведутся списки инсайдеров. Последние обязаны уведомлять о совершенных ими операциях. Должен быть разработан порядок доступа к инсайдерской информации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования, кроме некоторых положений. Они вступают в силу по истечении 1 года после официального опубликования.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 3, 9, 12, пункта 1 статьи 18, пункта 4 статьи 21 и пунктов 5, 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона

Статьи 3, 9, 12, пункты 5, 7 и 8 статьи 24 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Пункт 1 статьи 18 и пункт 4 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4193

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г., 1 января 2019 г. и 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 августа 2011 г.

Источник: https://base.garant.ru/12177530/

Инсайдерская информация: ответственность за разглашение

Об инсайдерской информации закон

В работе любой организации есть информация, разглашение которой может повлиять на работу организации. Доступ к таким данным имеют лишь некоторые работники компании. Их и можно назвать инсайдерами в том случае, когда они предают эту информацию общественной огласке.

Понятие

Инсайдерскую информацию можно определить как данные, не подлежащие огласке, которые могут повлиять на деятельность компании и на стоимость её активов.

Главные характеристики такой информации:

  • Отсутствие в общем доступе.
  • Обладание такой информацией даёт людям преимущество.
  • Информация касается внутреннего устройства или специфики деятельности компании.

Всё это превращает инсайдерские данные в ценность, которую хотят получить конкуренты компании.

Кто может стать инсайдером?

Обычно доступ к такой информации получают люди, связанные с ней по роду деятельности:

  • Руководители компании.
  • Финансовые службы и бухгалтерия.
  • Работники, занятые обработкой информации.
  • Банки.
  • Владельцы торговых площадок.
  • Информационные агентства.
  • Другие люди, которые по какой-либо причине получили доступ к этой информации.

Получив доступ к инсайдерской информации, каждый сотрудник компании должен понимать необходимость хранить её от посторонних лиц. Разглашение таких данных всегда наносит вред организации.

Что даёт обладание инсайдерской информацией?

Инсайдер всегда находится в преимущественном положении по отношению к другим участникам рынка, ведь на основании полученной информации он может сделать прогноз относительно будущего развития дел.

Также у инсайдера появляется возможность манипулировать процессами. Предоставление инсайдерской информации третьим лицам делает её источником заработка.

Законы РФ об инсайдерской информации

В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:

  • Коммерческая тайна.
  • Служебная информация.
  • Производственные данные.
  • Иная информация с ограниченным доступом.

задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:

  • Передачу инсайдерской информации в СМИ.
  • Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
  • Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.

Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.

Нельзя применять инсайдерские данные для:

  • Личного обогащения.
  • Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
  • Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.

Соответственно, те компании, которые признаны инсайдерами согласно законодательству РФ, должны:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Публиковать списки инсайда на своих сайтах.
  • Обнародовать такую информацию только в соответствии с требованиями 8 статьи ФЗ №224.
  • Вести журнал учёта инсайдеров и уведомлять их о включении или исключении в этот список.

Отдельно стоит учесть, что банковские работники по роду деятельности также являются инсайдерами. К таковым будут относиться:

  • Члены совета директоров.
  • Надзорные органы банка.
  • Главный бухгалтер и иные работники финансового отдела.
  • Руководитель филиала банка.
  • Иные сотрудники, имеющие возможность воздействовать на принятие решений.

Помимо самих банковских служащих к инсайдерам относятся и их родственники.

Анализ работы инсайдера

Официальное определение человека в качестве инсайдера нужно для того, чтобы остальные участники рынка могли оценивать его действия и принимать собственные решения.

Но нужно понимать, что такой анализ – не более, чем дополнительный инструмент оценки рынка. Инсайдер не гарантирует успеха тех или иных сделок.

Что делать в случае утечки данных?

В ситуации случайного разглашения некой информации, нужно:

  • Чётко определить какая информация была разглашена.
  • К каким последствиям это может привести.
  • Как можно скорее опубликовать эту информацию в открытом доступе, чтобы все участники рынка остались в равных условиях.

Важно, чтобы такое обнародование инсайдерской информации происходило только с согласия руководства компании.

Спор вокруг инсайдерской деятельности

Моральная оценка действий инсайдеров неоднозначна. Сторонники такой деятельности говорят, что это вознаграждение за скрупулёзный сбор данных, их анализ и отбор. То есть инсайд – это своего рода оплата труда.

Противники такого подхода отмечают, что эта информация даёт преимущество, а значит, нарушает принципы честной конкуренции.

Громкие случаи использования информации инсайдеров

Скандалы из-за использования таких данных происходили неоднократно. Один из крупнейших был связан с корпорацией Enron. Тогда бухгалтерия компании долгое время подделывала отчётность, в результате чего инвесторы неверно оценивали положение дел в компании. Как итог, в 2001 году многие из них обанкротились.

Этот случай не единственный, подобные махинации периодически всплывают в крупных корпорациях по всему миру.

Ответственность за незаконное использование инсайдерской информации

Нормы права охраняют такую информацию от разглашения. Поэтому за подобные действия предусмотрены несколько видов ответственности.

Административная ответственность по статье 15.21 КоАП РФ наступает в результате неправомерного использования инсайдерских данных. Физические лица за это заплатят штраф от 3 до 5 тысяч рублей, а юридические – от 30 до 50 тысяч или будут дисквалифицированы на 2 года.

Уголовное наказание назначают за использование информации в своих целях. В частности, за манипулирование рынком. Штраф в этом случае составит 300 тысяч рублей, а при крупном ущербе от действий инсайдера, его могут лишить свободы на 6 лет.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/insajderskaya-informaciya-otvetstvennost-za-razglashenie/

Ответственность за использование инсайдерской информации

Об инсайдерской информации закон

В 2020 году все большее количество изданий, которые публикуют материалы об информационной безопасности, привлекают внимание читателей с помощью сообщений и аналитических статей о большой угрозе для рынка ценных бумаг сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации.

Согласно оценкам экспертов, в настоящее время более 50 % сделок от их общего количества совершаются с применением инсайдерской информации.

Что такое инсайдерская информация и чем грозит ее неправомерное использование – говорится в этой статье.

Законодательная база

Задача Федерального закона от № 224-ФЗ, принятого 27 июля 2010 года, — это повышение защиты интересов инвесторов благодаря установлению требований к полному раскрытию информации, которая влияет на цены финансовых инструментов, а также созданию эффективного механизма выявления и пресечения правонарушений, которые совершаются путем манипулирования рынком, использования инсай­дерской информации.

Что значит термин «инсайдерская информация»? Данный закон устанавливает, что инсайдерская информация — конкретная и точная информация, которая ранее не была предоставлена или распространена (в том числе и сведения, что составляют коммерческую, банковскую, служебную тайну, тайну связи (информации о переводах денежных средств) и другую тайну, охраняемую законом), предоставление или распространение которой может существенно повлиять на стоимость финансовых инструментов, товаров и (или) иностранной валюты.

Таким образом, Федеральный Закон № 224 установил положения, которые регулируют манипулирование рынком, а также использование инсайдерской информации.

Она должна отвечать следующим определенным признакам:

  1. Быть конкретной, нераспространенной, точной.
  2. Быть способной существенно повлиять на цены финансовых товаров, инструментов, иностранной валюты.
  3. Состоять в перечне инсайдерской информации, который утвержден ФСФР нормативно-правовым актом.

Примеры инсайдерской информации: годовой доход компании до момента его официального обнародования, информация о ее предстоящем поглощении или слиянии и т. п.

Кто является «инсайдером»?

Одним из ключевых моментов в противодействии неправомерного применения инсайдерской информации – понимание того, кто может быть носителем таких сведений.

Подавляющее большинство людей считает, что владеет инсайдерской информацией о компаниях исключительно высшее руководство и круг лиц, ответственный за оперативное управление организацией, то есть исполнительные директора. Однако это далеко не так.

Законодательство РФ регулирует порядок доступа к инсайдерской информации. Рассмотрим перечень «инсайдеров»:

  • управляющие и эмитенты компании;
  • клиринговые организации, организаторы торговли;
  • хозяйствующие субъекты, у которых доля на рынке больше 35%, которые занимают доминирующее положение на рынке какого-то определенного товара на территории РФ;
  • профессиональные участники в рынке ценных бумаг, оценщики;
  • члены совета директоров;
  • сотрудники организаций, у которых на основании договоров открыт доступ к инсайдерской информации;
  • лица, которые владеют не менее 25% в высших органах управления;
  • аудиторы компаний;
  • страховые, кредитные организации, у которых есть доступ к инсайдерской информации;
  • органы власти всех субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • федеральный орган исполнительной власти;
  • участники Национального банковского совета;
  • рейтинговые агентства;
  • информационные агентства, раскрывающие или предоставляющие информацию о вышеперечисленных организациях;
  • физические лица, у которых открыт доступ к инсайдерской информации на основании гражданско-правовых и трудовых договоров в вышеуказанных организациях.

Наказание за неправильное использование инсайдерской информации

Общеизвестно, что основными требованиями для рынка ценных бумаг являются:

  • конкурентность;
  • прозрачность;
  • честность;
  • инвесторы должны быть в равных условиях.

Однако использование инсайдерской информации – это один из способов манипулирования ценами.

Существует ли какая-либо ответственность за использование инсайдерской информации? Конечно, ведь в большинстве стран мира такие операции считают не только незаконными, но даже и уголовно наказуемыми.

Например, в Великобритании применение инсайдерской информации карают семью годами тюрьмы. А что можно сказать про РФ?

Закон предусматривает административную и уголовную ответственность за намеренное неправомерное применение инсайдерской информации.

Стоит отметить, что норму об административной ответственности применяют только по истечении 1 года с момента опубликования закона, а норму об уголовной ответственности – спустя 3 года со времени опубликования закона.

В законе прописывается, что гражданин, который неправомерно использовал инсайдерскую информацию, распространил заведомо ложные сведения, может не понести ответственности, если он не знал или не должен был знать, что данная информация является инсайдерской и распространенные им сведения — заведомо ложными.

В УК РФ четко описано, какая ответственность наступает за незаконную передачу или какое-либо другое неправомерное использование инсайдерской информации.

Так, ответственность наступает в том случае, если такое использование инсайдерских сведений причинило крупный ущерб организациям, гражданам или государству (убытки превышают 2,5 млн рублей).

Законом предусмотрен штраф, размером от 300 000 рублей до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время от 1 года до 3 лет.

Более того, возможно даже лишение свободы, сроком от 2 до 4 лет, совместно со штрафом до 50 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время до 3 месяцев.

В некоторых случаях мерой пресечения становится лишение права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет.

Если говорить об умышленном неправомерном использовании инсайдерской информации (намеренной передачи другому лицу), то штраф может составить от 500 000 рублей вплоть до 1 млн рублей.

Кроме того, возможно даже лишение свободы на срок от 2 до 6 лет совместно со штрафом до 100 000 рублей или же размером заработной платы или другого дохода осужденного гражданина за период до 2 лет, также его могут лишить права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 4 лет.

Итак, позитивный факт – это то, что спустя десять лет обсуждения о необходимости принятия закона для противодействия манипулирования рынком и неправо­мерного использования инсайдерской информации, наконец-таки он был принят.

Сам закон четко определил понятие «инсайдерская информация» и перечень инсайдеров. Примечательно, то перечень носит исключительно исчерпывающий характер, поэтому не подлежит расширительному толкованию.

Он предусмотрел возможность для граждан, кому был нанесен ущерб из-за неправильного использования инсайда, потребовать возмещения убытков, и также предоставляет регулирующим органам право отзывать лицензию за подобные нарушения.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/insajderskaya-informaciya/

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Об инсайдерской информации закон

Основы законодательства в данной сфере заложены Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона запрещается использование инсайдерской информации:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Статьей 6 Федерального закона также установлен запрет на осуществление действий, относящихся к манипулированию рынком, а именно:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В соответствии с пунктом 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Источник: https://old.cbr.ru/finmarket/inside/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.