Новые виды преступлений

Преступность в 2020 году перешла в онлайн-режим

Новые виды преступлений

Генеральная прокуратура РФ подвела итоги первых семи месяцев 2020 года, проведя аналитику совершенных преступлений на территории России. Согласно исследованиям специалистов, произошел скачок кибер-преступности, так же увеличился удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений.

Отрицательная динамика наблюдается среди подростковой преступности, или в нарушениях закона с привлечением несовершеннолетних. А вот общее количество преступлений, несмотря на почти три месяца самоизоляции сохранилось в прежнем объеме.

Федеральное агентство новостей попыталось разобраться — почему преступность меняет направленность, и почему количество нарушений уголовного кодекса не стало меньше, хотя люди сидели по домам.

Мобильная и интернет-преступность

Согласно последним исследованиям Генеральной прокуратуры РФ самый активный прирост преступлений за первые семь месяцев 2020 году — мошенничество. На данный момент они составляют 15,8% от общего числа зарегистрированных преступлений.

Что на 31,1% больше, если считать в той же категории прошлого года. И большая часть мошенничеств — 67,6% — совершается с помощью мобильной связи и интернета.

Наиболее заметен рост такого рода преступлений в следующих регионах России: Москва — 204,3 преступления на 100 тысяч населения, Мурманская область – 200,7 и республика Коми — 191,8.

В 2 раза по сравнению с таким же периодом прошлого года увеличилось количество преступлений с использованием электронных средств платежа. Здесь лидируют Саратовская область (+94,7%), Омская (+136,3%) и Москва (+113,6%). Наиболее низким кибер-мошенничество остается в Северо-Кавказском федеральном округе.

«Это связано, прежде всего, с развитием коронавирусной инфекции, и то, что ряд составов преступлений традиционных был вынужден уйти в подполье», — рассказал ФАН Олег Иванников, директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России.

— «Я бы сказал, что такой вид мошенничества, он как раз и соответствует тем новым вызовам, которые и существуют сейчас в обществе. Государственной Думой РФ принимаются документы и законы, которые противодействуют мошенникам в сфере банковской, в сфере высоких технологий.

Это мы видим по недавно принятым актам нормативно-правовым. На мой взгляд, проблемы эта действительно очень актуальна. Потому что страдают самые незащищенные слои населения, которые слабо информированы о деятельности и работе мобильного банка, мобильных устройств.

Легко внушаемы, достаточно часто подвергаются воздействию извне». 

Экстремизм

Кроме мошенничества, кибер-преступность так же продолжает рост и в экстремистских статьях уголовного кодекса. На данный момент 55% экстремистских преступлений связано с сетью Интернет. Но здесь надо «поблагодарить» массовых лжеминеров.

Если буквально два года назад они «минировали» здания и организации по телефону, то теперь это делают с помощью электронной рассылки, где вычислить IP-адрес, с которого было отправлено письмо, достаточно проблематично.

Но каждое второе такое преступление связано с призывом вести экстремистскую деятельность.

Вообще за последние пять лет преступность с использованием мобильных устройств, сети Интернет выросла в пять раз.

«Я бы отметил в комплексе несколько проблем», — говорит Олег Иванников. — «Во-первых, это, конечно, COVID-19 и самоизоляция. Во-вторых, в связи с коронавирусом население стало менее благополучным. В том числе, и финансово. Экономический кризис, который пришел с этим COVID-19, давит на население.

Поэтому, конечно-же, преступления экстремистской направленности точно так же перешли в Интернет, в сферу высоких технологий. Но с этим ведется борьба. И если обратить внимание опять-таки на последние законы, которые были приняты Государственной Думой — это, к примеру, запрещение воровской терминологии АУЕ1, закон инициировал Генеральный прокурор РФ.

Правоохранительные органы прикладывают максимум усилий для того, чтобы действовать в новых реалиях».

Терроризм

С января по июль 2020 года на четверть выросло количество зарегистрированных преступлений террористического характера. Половина из них приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. Но тут аналитики Генеральной прокуратуры делают поправку — это не означает род такого вида преступлений.

Просто российские спецслужбы чаще стали выявлять факты организации незаконных вооруженных формирований, раскрывать организацию деятельности террористического характера. То есть здесь скорее отмечается не рост преступлений в целом, а их профилактика, раскрытие до совершения террористических актов.

Незаконный оборот наркотиков и уличная преступность

Этот вид преступлений считается одним из самых стабильных — незаконный оборот наркотиков. Он уже на протяжении пяти-шести лет составляет 10% от общего количества зарегистрированных преступлений.

Так же он является и наиболее сложным для раскрытия. Но в отдельных регионах заметен спад подобных нарушений закона.

Например, в Санкт-Петербурге в 2020 году такая регистрация снизилась на 18,1%, в Москве на 0,5%, в Краснодарском крае на 5,5%.

А вот уличная преступность в этом году заметно снизилась, в сравнении с прошлогодней — почти на 11%. Что вполне объяснимо — три месяца фактически были проведены на самоизоляции.

Наибольшие темпы снижения отмечены в Северной Осетии — Алании (на 62,8%), Чеченской Республике (на 44,1%) и в Псковской области (на 32,2%).

И если северная Осетия и Чеченская республика вполне объяснимы — индекс самоизоляции там был выше, чем в среднем по стране, то феномен Пскова предстоит экспертам еще объяснить.

Так же в стране с января по июль 2020 года на 30% сократилось число автоугонов, особенно припаркованного на улице транспорта, на 22% уличных грабежей и разбоев.

ФАН уже писал, что в стране из-за самоизоляции снизилось число квартирных краж, разбоев, грабежей, но выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений. Особенно совершенных на фоне распития алкогольных напитков. Люди, запертые в четырех стенах, угнетенные сидением дома и возможностью остаться без работы, часто обращают свой гнев на близких, соседей и так далее.

«Российское общество подошло к новым вызовам и новым угрозам», — уверен Иванников. — «И сейчас правоохранительная система обязана перестраиваться и реагировать на все новые виды преступлений.

Вернее, преступления-то старые, а вот способ их совершения — новый. Они появляются в новых реалиях и правоохранительные органы сейчас активно перестраивают всю свою работу.

И это достаточно сложный процесс, потому что традиционные преступления, их количественная и качественная составляющая видоизменяется»

Из отчета прокуратуры становится понятно, что самоизоляция сказалась лишь на картине преступности, перераспределив удельный вес преступлений в различных областях. При этом количество преступлений не сократилось.

Да и часть преступлений — такие, как расследование коррупционных связей — было немного заторможено, из-за того, что многие ведомства и предприятия переходили на режим удаленной работы.

Так что эксперты прогнозируют в ближайшие месяцы рост таких преступлений.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Источник: https://riafan.ru/1309488-prestupnost-v-2020-godu-pereshla-v-onlain-rezhim

V. Новые виды преступлений и преступления, с трудом поддающиеся статистическому измерению

Новые виды преступлений

21.

Помимо достоверных и сопоставимых показателей по общеуголовным преступлениям, от официальной статистики все чаще требуется представление точных данных, позволяющих получить более полное представление о более сложных и новых видах преступлений, таких как торговля людьми, незаконный ввоз мигрантов, незаконный оборот природных ресурсов, киберпреступления, отмывание денег и коррупция. Статистическое измерение таких преступлений сопряжено с дополнительными проблемами, обусловленными самой природой этих преступлений, их разнообразием и транснациональным характером. Такие преступления совершаются очень изощренными способами, с трудом поддают­ся выявлению и иногда не имеют конкретной жертвы. Такие преступления за­частую совершаются организованными преступными группами, а статистиче­ское измерение организованной преступности само по себе является трудно­разрешимой задачей для официальных статистических органов на националь­ном и международном уровнях.

22.

Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональ­ной организованной преступности закладывает основу и определяет ряд важ­ных понятий, которые можно использовать для разработки базовых принципов статистического измерения организованной преступности, например для выра­ботки критериев определения организованных преступных групп как на на­циональном, так и на международном уровне. Тем не менее необходимо про­должить работу над подготовкой функциональных критериев статистического измерения организованной преступности и определением круга статистиче­ских данных и соответствующих источников. Схожее указание содержится и в Конвенции Организации Объединенных Наций, в статье 28 которой четко го­ворится, что «…должны разрабатываться и использоваться общие определения, стандарты и методология».

Вставка 5

Примеры новых и с трудом поддающихся статистическому измерению преступлений:

  • торговля людьми
  • незаконный ввоз мигрантов
  • незаконный оборот природных ресурсов
  • киберпреступления
  • отмывание денег
  • коррупция

23.

Следует обеспечить четкое применение всеобъемлющих базовых принци­пов статистического измерения организованной преступности к преступлени­ям, связанным с участием в деятельности организованных групп, а также к свя­зям с организованной преступностью в различных ее проявлениях в иных пре­ступлениях (таких как убийство).

Это значит, например, что системы сбора данных о зарегистрированных преступлениях следует модифицировать таким образом, чтобы выявлять преступления, совершенные организованными груп­пами, с тем чтобы результаты статистического измерения организованной пре­ступности более точно отражали истинное положение дел.

24. Аналогичные проблемы существуют и применительно к другим сложным видам преступлений, которые могут не иметь никакого отношения к организо­ванной преступности, таким как незаконный ввоз мигрантов, отмывание денег, киберпреступления или коррупция.

Как на национальном, так и на междуна­родном уровнях уже проделана определенная работа по подготовке статистиче­ских стандартов и сбору и анализу данных по некоторым из этих видов пре­ступлений. Например, в 2010 году Евростат подготовил первый обзор данных и показателей по отмыванию денег на уровне Европейского союза[8].

Благодаря этой новаторской работе, проведенной по просьбе Европейской комиссии, уда­лось выявить ряд конкретных проблем в области сбора данных и расчета пока­зателей в этой сфере.

25. Еще одной областью, где все острее ощущается потребность в количест­венных показателях, является статистическое измерение коррупции. В послед­ние десятилетия оценки уровня коррупции проводились как на национальном, так и на международном уровнях.

Однако многие из этих оценок — зачастую рассчитываемые с использованием косвенных методов и/или на базе опросов общественного мнения — страдают серьезными методологическими недостат­ками.

Проведенные недавно выборочные обследования[9], в рамках которых выяснялось, приходилось ли респондентам из числа физических или юридиче­ских лиц непосредственно сталкиваться с коррупцией, показали, что сбор дос­товерных и объективных данных по коррупции — задача вполне выполнимая.

Тем не менее единой методологии расчета достоверных стандартизованных показателей коррупции не существует, а применение различных апробирован­ных на сегодняшний день подходов не привело к выработке стандартного ста­тистического аппарата (понятий, методов и инструментов обследований, пока­зателей).

26. Для того чтобы усовершенствовать систему статистического измерения этих сложных и чрезвычайно важных видов преступлений, необходимо пред­принять ряд шагов.

Следует с учетом уже достигнутых результатов вести мето­дологическую работу по определению параметров этих показателей и изыска­нию возможных путей модификации традиционных систем сбора данных (ад­министративный учет или обследования), чтобы более эффективно выявлять и регистрировать такие преступления.

Ввиду транснационального характера большинства этих явлений и необходимости определения масштабов и интен­сивности потоков между странами и регионами, необходимо разрабатывать международные стандарты таким образом, чтобы данные по отдельным стра­нам легко поддавались сопоставлению и корреляции.

27.

Это вытекает из наличия международно-правовых документов, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной ор­ганизованной преступности и протоколы к ней и Конвенция Организации Объ­единенных Наций против коррупции, в которых страны уже заявили о своей твердой решимости работать сообща и которые являются основой для всей деятельности по статистическому измерению.

Источник: https://studopedia.ru/10_286801_V-novie-vidi-prestupleniy-i-prestupleniya-s-trudom-poddayushchiesya-statisticheskomu-izmereniyu.html

������������������ �������� ������������ �������������� ������������������ �� ���������� ���������� ������������������������

Новые виды преступлений

�� ������, ������ ���������������� ���������������������� ��������������, �� ������ ���� �������������������� ������������������������ �� ���������������� ������������������ ����������, “�������������������� ������������” ���������������� ������������ ���������������������������������� ������������������ ������������������ ������������������ �������������������� �������������������� �������������� ���������������� �������������������� ������ ������������ ���� ������������ ��������������-���������� �������������� ������������ ��������������.

������������ ��������������������, ������ ������������ �� �������������������������� �� ������������?

������������ ��������������: ���������� ���� ���������������������� ������������������ ���������������� ������������������ �������������� ���� ���������������� ������������������ ���������������������� ������������������������.

������������������ ������������������ ������������������ �� ������������ ������������������ ���������� �������� ���� ���������� ���������������� ���������������� �������������������� ���������������� ���� 33,2 ����������������, �������� – ���� 11,4 ����������������, �� ������ ���������� �������� ���� �������������� �������������������������������� ������������ ���� 40,8 ����������������, �� ���������������������� – ���� 43,2 ����������������.

���������� ��������, �������� ������������ ������������������������? ���������������������� ���� �� ������������������������ ���������� ������������������, ������ ��������������������, “�� �������� ��������������” – ������������������������, �������������� ���� �������������� ���� ������������ ����������������?

������������ ��������������: ���������������������� �������������������� ���������������������� ���� ������ ������������������������, ������������������������ �� ������������.

���� �������������������� �� �������� ������������ ������������������ ������������ �������������������������� ���������������� ����������������-��������������������.

���������������������������� ������������ �� �������� ������������, �������������������������������������������� �� �������������� ��������������������, ���������������������� ������������, ���������������������� ���������������������� �� ���������������������������� �������� ����������������������.

�������� ���� ������������������������ �� ���������� ������������ ������ ���� ��������, “������������ ���� ������������������” ����������. �������� ���������� ���������������� ���� ���������� ���������������� �������������� ����������������.

���������� �������������� ������ ��������������������? ������ ���� ��������������������?

������������ ��������������: ����������������, �� �������� �������� ������ ������������, ���������� �������������������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������������������� ������������������������ �������������������������������� ��������������������. ������ ���������������� ����������������������, ������ ���� ���������� ���������������� ���������������������� ���� ������������������������������ ������������������������ �������������������� ����������������.

���������������������� ������������ �� �������� ������������ �� ����������, ������������������������ ������ ���������������������� ������������, ��������������������������, ������������

���������������������������� ����������������, ������ �������������� ���������� ���������������� ������ �������������� ���������������� ���������������� �������������� ���� ������������������ �������� ������������������ �������� ���� ������������������ �������������������� ����������, ���������������������� ���� �������������������� ������.

���������������������� ������������ �������� “������������������������������ ����������������������” �������� ������������������������ ���������� ���������� 1 ���������������� ������������.

�� �������������������� �������� ������������������ �������� ���������������� ���������������� �������������������� ������������. ������ ������������������ �������������� �� ���������������� 32 �� 34 ������ �� 42-������������ ��������������, �������������������� ��������������������������.

�� ���������� �������������������������� �� ������������������ ���������� ���������� ��������������, ����������, ���������� ��������������������������, �� ������ ������ ���������� �������������������� ���� ������������. �� ������ ������, ����-������������, ������������ �������������������� ��������������������?

������������ ��������������: �� ���������������������� ���������� �������� ���������������� ������������ �������������������������� �� �������� �������� ������ ���������������������� �������������� ���� ������������������������ ��������������������, �������������������������� ����������, ���� �������������� �������������������� ������������, ���������� ���������� ���������������������� ��, ������ ������������, �������� �������������������� �������������������������� ����������������. ���� ������ ��������, ������ ������������, ���������� ���������������������������� �������������������� ������������������������ �������������������� �������� ���������������������� ����������������. ������������������ – �������������� ������������������. ������ ������������������������ ���� ������������������������ ����������, �������������� ���������������������� ������������������ ���������� ����������������.

������ ���������� ������������. ������������������������ �������������������� �������������������� �������������� ������������������ ������������������������������, �������������� ������������������������ ���������������� ���� ���������� ��������������������.

���������� ���������� ���������������������������� ������������ �� ������������ ����������. ���� ���������� ���� ���������������������� ������ ������������������ �������������������� ������������.

�� ������������������, �������������� ������������ �� �������������������������� �� “��������-����������” ��������������������, ���������� ���� �������������� ���� ������������.

���������� ������������������ “��������������������” ������ ��������������������, ��, �������������� ���� ��������������, ���������������� ������������ ���������������� ������������������ ���� �������������������� ����������.

�������� �� ������ ��������������������, �������� ������������ �������������� ���������������� �� ������������ ������������ ������������������ ����������������. �������������������� ������ ������������������ �������������������� ������������, ������ �������� �������� ���������������� ������������. �������� ���� ������������������������ ���� ���� ������������������������ ���������������������� ���������������� 15 ���������� ������������.

���������� �������� ���������� �������������������� ���������������� �������������� ������������������ �� �������� ������������������. ���������������� �� �������������� �� ��������������������������

���������� ����������������, ������ ������������������ ���������������� �������������������� �� �������� �������������������� ���� ����������������.

���� �� ���������������������������� ���� ������������ �������������� �� �������� ���������������������� ���������� ����������������, ���������� ���������������� �� ������, ������ ���������� �� ������ ���������������� ���� ������������������ ������ ������������������ �� ����������, �� �������������������� ���� ���������������������������� ���� ������������.

������������ ������ ���������������� �������������� �������������� ������ ������������ �� ������������. ���������������������� ������ ���������������������������� �������������� ������������������������ �������������������� �������� ���� ���������� ��������������������������.

���� �������� ���������������� �� ����������������?

������������ ��������������: ������������ ������. ������ ���������� �������� ������ ������������ ������ ���������������������� ���� ����������������, �������������� �� ��������.

���������� �������� ���������� �������������������� ���������������� �������������� ������������������ �� �������� ������������������. ���������������� �� �������������� �� ��������������������������.

������ �� ���������������������������� �������� ������������ ���� ����, ������ ���������������� ������������ �������������������� �� ������������ ���� ������������ �� ������������������������.

������������ �������������� ������ ������������, ���������� �������������������������� ���������� ���������� �������� �� ��������������������, �������������� ���������������� �������� ���������������������� ����������������.

������ ������������������ ���������������� ������������ �������� �� ������������������ ���������������������������� ����������������, �������������� ���������� ���������������� ������������������ ����������������, ������ ������ ���������� �������� ���������������� ���� ����������������.

�������������������� �� ���������������������� ���������������� , ������������������������ ���������������������� ������������������������������������ �������������� �� ���������� �������� ���� �������������� ����������������.

���������� ���� ���������� ������������������ ������������������ ������ ���������������������� ���� �������������������� ���������� ����������������, �� ���������� �������������������� ���������� ���� ���������������������� ��������, ������������ �������������� ���������� ������������ �������������� �������� ������������������ ������������.

�� ���������� ���������������� ���������� ���� ������ ������������, �������������� �� �������� �������������������� ������ ��������. ������������ ������������, ������������������ ����������������. �������������������� ������������������ �������� ���� ���������� ��������������������������, �� �������� ������������������ �������� ���������������������������� ������������������������������.

�������������������� ������������������ ������������ �� ������������ �������������������������� �� ���������������������� �������������� “���������� �������������� ���������������� ������������”. �� �������� ���� �� ������ ����������-������������ �������������� ���������� ���� �������� ��������������?

������������ ��������������: ��������������������������, ���������� ���������� ���������������������� �������� �� ����������, �� ���������� �������������� �� ������������������ ���������������� ���� ���������� ���� ������ ������.

�������������� ���������� ���������������� ���������������� ���������������������� �������������������� ��������������. ������ ���������������� ������������ ��������������������, ������ ����������������, ��������������������, ���������������� ����������, �������������������������������� �� ������������������.

�������������� ��������������������, ������ �� ���� ����������������, 38, ������������������ ������������������ �������������� ������������.

�� ������ ���������������� ����������, ����������������, ������ ���� ���������� ������������������, ���� ������ ���������������� �� ���������� ���������������� �� ���������� ������������: “��������������, ��������������. ������������������ ������ �������� ���� ������������”.

�� ���������������������� �������� �������������� ��������, ������ �������������� ����������������, �������������� ������������?

������������ ��������������: ������ ���������������� ���������������������� �� �������������� ������������������ ���������� ������������ – ������������ ���������� ���� ������������������ �� ��������. ���������������������� �������������������� �������������� ������������ ���������������� ������������������������, ���������� �� ���������������������� ����������������������.

5 �������������� ���� ������������������ �������� ���������������������� �������������������� �������������� �� �������������� ������. �������������� ���������������� ������������ ���������� �������������������������� �������� ���������������� ���� �������������������� �������� �� ������������, ���������������������������������� �� ���������������������� ������������������ ������������������.

“�������������������� ������������” �� �������� �������������� ���������� ���������������������� �� �������������������������������� �������������������� �������� ���������������������� �������������������� �������������� ������������.

�������������� “����”

������������ �������������� �������������� �� ������������ �� 1973 ��������. �� 21 ������ ���������� ������������ �� �������������� �������������������� ������ �� ������������������ ���������������� �������������������� �������������������� �������������� ������������������������ ������������ �������������� ������ �������� ������������.

������������ �������� ���� ������������������������ ���� �������������������� ������������, ������������������������ �������������� ���� ��������������������.

�� �������������� 2016 �������� ������ ���������������� ���� ������������������ ���������������������� �������������������� ���������������� �������������������� ���� ���������������� ���� ���������������� �������������������� ������ ������������. �� 2018 �������� ���������������� ���������������������� ��������.

���� ������������ ������������ �� �������������� �������������������� ������ ������������������ ���������������������������� �� �������������������������������� ������������������, ���������� �������������� ���������� ���������������� �� ������������ “���� ������������”.

Источник: https://rg.ru/2020/10/04/reg-cfo/nachalnik-mura-sergej-kuzmin-rasskazal-o-novyh-vidah-prestuplenij.html

Будет введен новый вид преступлений

Новые виды преступлений

В Уголовный кодекс будет введен новый вид преступлений- уголовный проступок

Уголовный проступок, который предлагает ввести Верховный суд РФ, позволит избежать судимости тем, кто оступился впервые и совершил наименее тяжкие правонарушения. Пленум ВС одобрил законопроект об уголовном проступке для тех, кто впервые совершил преступление небольшой тяжести, и за которое не предусмотрено лишения свободы.

Человек, совершивший проступок, не будет считаться судимым, а значит, это меньше скажется на его дальнейшей судьбе: трудоустройстве и т. д.

идея законопроекта – это гуманизация уголовного законодательства (законопроект № 612292-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка»).

Уголовный проступок — это преступление небольшой тяжести, за которое Уголовный кодекс не предусматривает наказание в виде лишения свободы.

Составов, по которым будет введен уголовный проступок, насчитывается порядка 80. Срок привлечения к ответственности за них составит всего 1 год (в два раза меньше по сравнению с преступлением небольшой тяжести).

Наказывать таких правонарушителей будут штрафами, а также обязательными или исправительными работами. Условно-досрочное освобождение возможно, если отбыто не менее четверти наказания.

Для преступлений небольшой тяжести, кстати, нужно отбыть не менее трети наказания.

Но прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, совершившего уголовный проступок, не будет исключать право потерпевшего на возмещение вреда, причиненного ему в результате совершения данного деяния, в рамках искового (гражданского) производства.

Для совершеннолетних, впервые совершивших уголовный проступок, проект предусматривает обязательное освобождение от уголовной ответственности с применением мер уголовно-правового характера: судебного штрафа, обязательных или исправительных работ.

Что касается несовершеннолетних (до 18 лет), то для них и вовсе всё может ограничиться принудительными мерами воспитательного характера.

Для лиц, совершивших иные преступления небольшой и средней тяжести, освобождение от уголовной ответственности с применением мер уголовно-правового характера уже допустимо по усмотрению суда с возложением обязанности возместить ущерб или иным образом загладить причиненный преступлением вред.

Идея авторов законопроекта мотивирована необходимостью проведения качественных различий главным образом между преступлениями одной категории – небольшой тяжести, предусматривающими или не предусматривающими наказание в виде лишения свободы, в частности, нивелирования последствий судимости за совершение деяний, которые, по степени общественной опасности «уже не преступления, это ниже, но и строже административного наказания».

В настоящее время уголовно-правовая оценка деяний, относимых к одной категории «преступлений небольшой тяжести», создает предпосылку для применения одинаковых по объему и тяжести негативных последствий для лица его совершившего, несмотря на наличие или отсутствие в санкции такого вида наказания, как лишение свободы.

Например, срок погашения судимости сейчас зависит только от порядка назначения наказания (условно или реально) и от его вида (связано или нет с лишением свободы).

В тоже время будущие отрицательные социальные последствия самой судимости, о которых зачастую даже и не задумывается осужденный, такие как: ограничения в занятии отдельными видами деятельности (педагогической, предпринимательской, трудовой и т. д.

), приобретении оружия, обучении на военной кафедре по программе военной подготовки, призыве на военную службу, выборе профессии и места работы, усыновлении или опеке (попечительстве), кредитовании и многие другие, для данных лиц уравнены. Именно на устранение их репрессивно-карательного потенциала и направлено в первую очередь такое реформирование уголовного законодательства.

Такие изменения позволят:

— «более справедливо» классифицировать преступления;

— дифференцировать уголовную ответственность за их совершения в зависимости от характера общественной опасности;

— предусмотреть новое основание для освобождения уголовной ответственности;

— упростить судебную процедуру рассмотрения уголовных дел этой категории;

— сократить сферу применения уголовного наказания за счет назначения иных мер уголовно-правового характера.

С одной стороны, сама идея указанной новеллы на фоне критических замечаний об излишне высокой степени криминализированности уголовного законодательства бесспорно позитивна.

Тем более предлагаемые при освобождении лица меры уголовно-правового воздействия, выраженные в материальных взысканиях или удержаниях и/или ограничениях в сфере трудовой деятельности, не означают полную безнаказанность содеянного.

Наоборот, лицо в полной мере несет негативные последствия совершенного им уголовного проступка.

С другой, цели задуманного могут быть далеки от совершенства, а поставленные задачи вряд ли достижимы.

Так предложенный вариант устранения репрессивности последствий судимости, вообще никак не учитывает нормы иных отраслей права, конкретизирующих их не только через наличие не снятой или не погашенной судимости, но и сам факт уголовного преследования в отношении лица, пусть и прекращенного по нереабилитирующим основаниям, что закреплено в нормах Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и других. С этой позиции эффект новшества спорен.

Да и перечень преступлений, подпадающих под категорию уголовного проступка, в условиях уже существующей и действующей системы наказаний не столь логичен.

При этом степень общественной опасности ряда преступлений, относимых к уголовным проступкам, не так уж и низка, тем более ряд из них является так называемыми много объектными преступлениями, т.е.

посягающими сразу на несколько охраняемых уголовным законом социально значимых ценностей, благ и интересов; как, например, ч.1 ст. 217.

2 УК РФ, устанавливающая ответственность за дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба.

К тому же сохранение в уголовном законе норм с судебной или административной преюдицией при одновременном введении института уголовного проступка и без того сотрет достаточно тонкую грань в основаниях криминализации. Тем более что уголовный проступок по непонятным причинам включен не в ст.

14 УК РФ, посвященную вопросам разграничения преступного и непреступного (малозначительного) деяния, что было бы более логичным, а внесен в норму о категориях преступления, да и сформулировано через определение «преступления», что опять же само по себе создает неопределенность в его правовой природе.

Так все-таки, проступок- это преступление или нечто иное?

Такие предположения приводят к выводу, что уголовный закон действительно нуждается в реформировании и оптимизации, но ждать этого от предложенных нововведений, тем более с учетом имеющихся в них дефектов законодательной техники, недоработанными и без учета общесистемного единства законодательства и в других отраслях права в целом весьма сомнительно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c07af19b9ff7d00ab7fee14/budet-vveden-novyi-vid-prestuplenii-5c1d8a676be32500ab1fd8af

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.