Нецелевым использованием бюджетных средств считается

Статья УК РФ: Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

Нецелевым использованием бюджетных средств считается

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ.

38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.

4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок.

Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой.

Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах.

Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят* следующие действия:

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения*;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

  • экономичность;
  • продуктивность;
  • результативность.

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Ответственность

Неэффективное использование бюджетных средств способно принести больше ущерба, чем нецелевое. Однако в настоящее время ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательством прямо не предусмотрена*.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (ст. 12 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Но за неэффективное использование бюджетных средств они могут быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Для этого необходимо включить в трудовой договор обязанность по обеспечению эффективного и экономного использования бюджетных средств.

При этом термин «неэффективность в использовании бюджетных средств» должен быть ясно описан в трудовом договоре, так чтобы не возникало его субъективного толкования при назначении взыскания.

Также необходимо помнить, что контролирующие органы в любом случае могут вынести учреждению предписание об устранении найденных нарушений неэффективного использования бюджетных средств.

В тех условиях, когда четких критериев эффективности законодательство не устанавливает, учреждениям придется руководствоваться предписаниями органов государственного финансового контроля либо сложившейся судебной практикой.

2. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Последствия нецелевых расходов

Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

  • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
  • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

  • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
  • Нарушение совершили автономные учреждения.

Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

  • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
  • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
  • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
  • Финансирование затрат другой организации.
  • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
  • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
  • Затраты на финансирование без проектной сметы.
  • Нарушение условий субсидирования.
  • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
  • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
  • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 600-25-34

Субсидии, примененные нецелевым образом

Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

  • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
  • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
  • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

Подобные правонарушения обычно выявляются в ходе специальных проверок.

Источник: https://Holding64.ru/goszakupki/otvetstvennost-za-necelevoe-ispolzovanie-sredstv.html

Понятие нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевым использованием бюджетных средств считается

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Отношение к понятию «нецелевое использование бюджетных средств» за новейшую историю российского законодательства, в общем и целом не претерпел каких-либо сущностных изменений, как в законодательной его интерпретации и стилистики самого определения, так и в правоприменительном значении соответствующей нормы на практике.

При этом в правоприменительном отношении эта норма права приобретает все большее значение и актуальность. Связанно это, прежде всего со стремлением государства добиться максимальной эффективности в реализации бюджетной политики, где одними из главных принципов обеспечивающих эту эффективность является принцип эффективности использования бюджетных средств (ст.

34 БК РФ)[1], принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 БК РФ)[2].

Это те самые принципы, нарушение которых, по мнению законодателя, и подразумеваются нормой права сформулированной как «нецелевое использование бюджетных средств», и соответственно определяют логику ответственности по данному нарушению, воспринимая эту норму как наиболее общественно опасное нарушение бюджетного законодательства РФ.

Нецелевое использование бюджетных средств как понятие много аспектное, получило свое юридическое закрепление в ряде отраслей права, тем самым, подчеркнув свое межотраслевое значение.

При этом определилось особое выражение данного понятия в плоскости юридической ответственности (по законодательству РФ), согласно чему, нецелевое использование бюджетных средств, следует рассматривать и как бюджетно-финансовое нарушение, и как уголовное преступление, и как административное правонарушение.

Подобное отношение к рассматриваемому понятию возникло в период реформирования бюджетного и уголовного законодательства, тогда и был сформулирован системный подход к понятию юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, с его институализацией в рамках отечественного права.

Как уже было отмечено выше, нецелевое использование бюджетных средств, приобрело системный характер, который, по сути, был выражен ст.289 Бюджетного кодекса РФ, отсылавший в части реализации санкций предусмотренной этой нормой, а отчасти определением нормы, к административным и уголовным источникам права.

Данная статья также определяла понятие нецелевого использования бюджетных средств как «выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения…»[3].

Кодекс об административных правонарушениях РФ ст.15.14.п.1. по смыслу повторял определение, данное Бюджетным Кодексом РФ нецелевому использованию бюджетных средств.

Определяя данную норму как «использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств…»[4].

В то же самое время, рассматриваемая нами законодательная норма в Уголовном Кодексе РФ получила свое содержание, отличное не по смыслу, а по направленности, от того определения, которое было сформулировано законодателем в БК РФ и КоАП РФ. Так в ст. 285.1.

нецелевое использование бюджетных средств было определено как «расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств»[5].

Таким образом, сложилась объективная ситуация, когда законодателем, по сути, была допущена правовая коллизия. С одной стороны, есть «нецелевое использование бюджетных средств» как норма права, закрепленная в законодательстве, а с другой стороны отсутствие единообразного понимания этой нормы в отраслях права. Так, БК РФ ст.

289 использовал в определении нормы формулировку «направление и использование», КоАП РФ в ст.15.14 «использование», а УК РФ в ст.285.1 «расходование». Показательной в этом отношении было и то, что ст.

289 БК РФ, предусмотревшая в качестве санкций уголовную ответственность, и делавшая отсылку соответственно к УК РФ, подменяло тем самым понятие «нецелевое использование бюджетных средств», понятием, сформулированным как «нецелевое расходование бюджетных средств».

Данная коллизия в праве, на практике создавала дополнительные сложности по эффективной реализации предусмотренных нормой санкций как надлежащей ответственности за данный вид правонарушения.

Последние изменения в законодательстве, на сегодняшний день отразили несколько иной подход в определении рассматриваемой нормы.

В 2013 году в БК РФ и КоАП РФ законодателем было сформулировано единообразное понимание нецелевого использования бюджетных средств как «направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств»[6]. При этом в новой редакции БК РФ была исключена, с одной стороны, отсылка к УК РФ в части ответственности, которая была в свое время предусмотрена ст.289 БК РФ, а с другой стороны, сохранилась формулировка нормы в уголовном законодательстве как «нецелевое расходование бюджетных средств». Последнее основание позволяет предполагать, что законодатель сознательно закрепляет совершенно разные нормы, разделяя в законодательстве понятия «нецелевого использования» и «нецелевого расходования». Однако косвенная связь между понятиями «нецелевое использование» и «нецелевое расходование» сохраняется в законодательстве не по форме, но по содержанию в части ответственности. На это указывает, в определенной степени, продолжение выше указанного определения «нецелевого использования», предусмотренного в ст.15.14 КоАП РФ, и расширенного по отношению к ст.306.4 БК РФ, в котором оговаривается условие возможности применения уголовного законодательства за «…направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния – влечет наложение административного штрафа…»[7].

Следует обратить внимание на субстантивную связь понятий «использование» и «расходование» применительно к бюджетным средствам. В отсутствии дополнительных разъяснений со стороны законодателя в отношении рассматриваемых понятий, у некоторых специалистов в области правоприменения, сложилось свое отношение к трактовке данных определений.

Первое на что, они обращают внимание, то что, несмотря на внешнюю разницу слов «расходование» и «использование», употребляемых в словосочетаниях «нецелевое расходование» (формулировка ст.285.1 УК РФ) и «нецелевое использование» (содержится ст.306.4 БК РФ и в ст.15.

14 КоАП РФ), применительно к процедуре исполнения бюджетов по расходам и источникам финансирования они имеют одинаковое смысловое содержание. С другой стороны, в продолжение их позиции: «поскольку диспозиция ст.285.

1 УК РФ является бланкетной, постольку содержащийся в ней термин «расходование», который характеризует ее объективную сторону, должен толковаться с учетом норм бюджетного законодательства РФ, а не с позиций объяснения его толковым словарем»[8].

Таким образом, признавая бюджетное происхождение понятия «расходование» в отношении бюджетных средств, специалистами на основе анализа норм Бюджетного кодекса и других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок исполнения бюджета, под данным термином понимается «…списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц…»[9]. Однако подобное разъяснение смысловой трактовки понятия «расходования» бюджетных средств определенное на основе бюджетного законодательства, вступает в правовой диссонанс с определением «нецелевое расходование» бюджетных средств получившим свое закрепление в уголовном законодательстве. Где, как известно из ст.285.1 УК РФ нецелевым расходованием бюджетных средств, признается «расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств»[10].

Таким образом, можно утверждать, что последние изменения в БК РФ и КоАП РФ в отношении единообразного подхода к определению рассматриваемой нормы, с одной стороны сохранили в потенциале условия для коллизии в практике применения нормы, с другой стороны, сохранили ту же двойственность трактовки рассматриваемого понятия в законодательстве. Подобный вывод подтверждает себя и относительно нормы-категории «бюджетные средства». Отсутствие нормативного определения понятия «бюджетные средства» в российском законодательстве, подтолкнуло ученых, практик-юристов к анализу категории.

Сегодня в юридической литературе, понятие «бюджетные средства» рассматриваются в широком и узком значении. Сторонники широкой трактовки, понятие «бюджетные средства», определяют как совокупность денежных ресурсов государства (на всех его уровнях), предназначенных для финансового обеспечения выполняемых ими функций, с целью решения социально-экономических задач[11].

Однако, по мнению Деменковой Н.Г. «бюджетные средства не могут означать совокупность денежных ресурсов всего государства, т.к бюджетные средства принадлежат конкретному бюджету бюджетной системы РФ»[12]. Данный вывод основывается на анализе норм бюджетного права. Так, БК РФ закрепляет понятие «бюджет» и «бюджетная система»[13], бюджетная структура которого определяется ст.

10 БК РФ[14], ст.13, 14, 15 БК РФ, раскрывают понятийно федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местный бюджет[15]. При этом, формирование бюджетов всех уровней осуществляется за счет доходов[16], которые образуются за счет налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Такие денежные средства, поступающие в процессе формирования бюджетов в распоряжение органов власти всех уровней, автоматически становятся бюджетными средствами с момента их зачисления на счет (в доход) соответствующего бюджета[17].

Таким образом, в широком значении, бюджетными средствами считаются денежные средства, зачисленные в доход (на счет) соответствующего уровня бюджета и предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства на всех его уровнях.

Однако бюджетная логика позволяет рассматривать бюджетные средства в более узком значении. Основываясь на положениях ст.158 БК РФ, полномочиями распределять бюджетные средства обладают главные распорядители (распорядители) бюджетных средств[18].

Таким образом, в узком значении, бюджетными средствами считаются денежные средства, фактически распределенные главными распорядителями (распорядителями) по подведомственным распорядителям (получателям), в тех формах, которое предусматривает бюджетное законодательство.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Date: 2015-09-05; view: 1430; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/6-15178.html

Статья 15.14

Нецелевым использованием бюджетных средств считается
Комментарий к статье Судебная практика

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

1. Под бюджетной росписью согласно ст.

6 БК понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации; под бюджетными ассигнованиями подразумеваются бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств; бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со ст. 162 БК под получателем бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Статус бюджетного учреждения определен ст. 161 БК.

2. В соответствии со ст.

38 БК принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основе принципа адресности и целевого характера бюджетных средств получателям бюджетных средств предоставляются субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов, а именно:

– расходов по федеральным целевым программам;

– капитальных расходов;

– расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

– иных целевых расходов.

3. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2001 г.

N 2788), под нецелевым использованием средств федерального бюджета понимается направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

а) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Получатель средств федерального бюджета – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований; бюджет субъекта Российской Федерации или юридическое лицо, получившее из федерального бюджета субсидии или субвенции, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты.

4.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, рассматривается в качестве нарушения бюджетного законодательства и влечет санкции в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 БК), наряду с привлечением нарушителя к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей. Порядок бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств определен ст. 285 БК.

Источник: https://koap-kod.ru/razdel-ii/glava-15/statya-15-14.html

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевым использованием бюджетных средств считается

Формирование бюджета на предстоящий год осуществляется правительством государства и включает данные о количестве выделенных денег на каждую из областей общественной жизни.

Распорядителями денежных средств становятся руководители учреждений, находящихся на государственном обеспечении, и только в мерах, оговоренных принятым бюджетом, а также согласно предоставленному списку нужд каждой организации, необходимых к оплате.

Использование отчислений вне статей принятого бюджета может быть расценено, как нецелевое использование бюджетных средств с последующим применением к виновным лицам юридических санкций.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Что является нецелевым использованием бюджетных средств

Предусмотреть полный список потенциальных нарушений расходования федеральных накоплений практически невозможно. Поскольку, как показывает статистика проведения целевых и внеплановых проверок, с каждым разом устанавливаются все новые и новые методы внебюджетного использования поступлений. Но можно выделить наиболее часто встречающиеся проступки:

  • трата денег происходит на те нужды, которые бюджетным учреждением не были запланированы на текущий год (все хозяйственные и финансовые потребности должны также быть распланированы на отчетный период);
  • если руководитель предприятия самостоятельно вносит изменения в объемы затрат по разным направлениям;
  • если с числа выделенных денежных средств были оплачены те виды затрат, покрытие которых должно происходить из других источников;
  • если средства используются на покрытие затрат, не относящихся к деятельности бюджетного учреждения;
  • оплата всех внутренних работ, не включенных в план на текущий год.

Это лишь вершина айсберга, но Бюджетный кодекс РФ максимально подробно описывает возможные нарушения со стороны должностных лиц и государственных организаций. Кроме того, дополнительно нормы нецелевого использования федеральных денежных средств оговариваются и в Уголовном кодексе России и административном своде норм.

Аналогичным образом формируется и механизм воздействия на злоумышленников в Украине. А вот Беларусь несколько серьезнее относится к порядку реализации республиканских денег, поэтому и меры воздействия – более жесткие.

Состав преступления

К данной категории проступков будут относиться действия, направленные на реализацию бюджетных денег на цели, не обозначенные в утвержденном плане затрат, если это повлекло финансовые потери в особо крупном размере. Преступлением будут являться все действия, которые содержат такие обязательные элементы:

  • субъект – совершеннолетний гражданин, который является фактическим получателем денег, и имеющий право подписи на расходных бумагах;
  • субъективная сторона – преступление может быть совершено только в форме прямого умысла, то есть злоумышленник знал, что нарушает закон, и целенаправленно совершал проступок;
  • объект – деньги государственного бюджета;
  • объективная сторона – активные действия, направленные на израсходование сбережений на сторонние цели.

Преступление будет считаться совершенным с того момента, как завершится основная стадия деяния – подписание распорядительных документов на реализацию денег. То есть, выявлять материальный ущерб необходимо лишь для того, чтобы квалифицировать деятельность по разным частям уголовной статьи.

Злоупотребление служебным положением

Есть несколько составов уголовных проступков, которые граничат с понятием нецелевого использования бюджета. И правильная квалификация преступных действий гарантирует справедливое наложение санкции.

Таблица № 1 «Граничные составы преступлений и их главные различия»

ПреступлениеОтличительные черты
Хищение бюджетных средствПодразумевает использование денег на личные нужды, не связанные с работой предприятия.
КоррупцияПолучение денег от физических и юридических лиц (не от государства) на предоставление взаимной выгоды.
Злоупотребление служебным положениемСмена порядка распределения бюджета из корыстных побуждений, а не из соображений практичности.

Что характерно для таких проступков, их самостоятельная отмена должностным лицом не является основанием для освобождения лица от юридической ответственности.

Какая ответственность предусмотрена

В зависимости от характера неправомерного деяния, а также установленных последствий, и применяются меры юридической ответственности. Так, к нарушителям могут применяться нормы:

  • административного права;
  • УК России.

КоАП

Как уже было сказано выше, во время распределения бюджетных средств указывается не только сумма выделения, но и цель ее практического использования.

При этом согласно ранее составленному плану от бюджетной организации, уровень обеспечения устанавливается в зависимости от поставленных финансовых и хозяйственных задач на будущий год.

И возможность оперирования деньгами разрешается только в пределах статей и сумм.

Если проверяющей службе удастся выявить, что деньги были использованы вне плана, но на нужды предприятия, то к виновным лицам применяются нормы административной ответственности.

Так, наказание применяется, как к служащим, допустившим нарушение, так и к самой организации. Штрафовать должностных лиц можно в пределах 20 000 – 50 000 рублей. Штраф для предприятий рассчитывается в зависимости от объема израсходованных денег и может быть в пределах 5-20 процентов от общей суммы затрат.

Например, директор С предприятия А оформил реализацию денег на ремонт служебных помещений, что не было запланировано бюджетными средствами. После выявления нарушения и рассмотрения административного протокола директор был оштрафован на сумму в 40 тысяч рублей, а предприятие потеряло возможность использования 15% денег от незаконно реализованных.

Ук рф

Уголовная ответственность за растрату бюджета вне утвержденного плана наступает только, если были зафиксированы особо крупные размеры финансового ущерба.

Важно! Понятие особо крупного размера включает нецелевую реализацию денег в сумме свыше полтора миллиона рублей.

Так, за совершение такого проступка нарушителям может грозить:

  • штраф, но не больше 300 000 рублей;
  • принудительные работы на срок не больше 2 лет;
  • арест на 0,5 года.

Кроме того, возможны и факультативные меры взыскания, такие как лишение права на занятие отдельных должностей или выполнения определенного рода деятельности на срок до двух лет.

Источник: https://ypravo.com/hishhenie/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.