Нецелевое расходование бюджетных средств ук рф

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Нецелевое расходование бюджетных средств ук рф

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены.

Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года.

Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями.

Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений.

УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления.

Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию.

Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:
  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

В ТСЖ и СНТ общее собрание вправе поставить вопрос о снятии с должности лиц, допустивших нарушение. Кроме того, уставом или отдельным положением может быть предусмотрена специальная ответственность за те или иные нарушения.

Если же собственники не довольны работой УК, они вправе расторгнуть договор и перейти в другую УК или выбрать другую форму управления. Ответственные лица в любой организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством и локальными актами.

И, наконец, любое лицо, причинившее вред, обязано его возместить в гражданском порядке (ст. 1064 ГК РФ).

В отношениях собственников с УК, ТСЖ и СНТ проблема, как правило, только одна – доказать нецелевой характер трат. Для этого практически всегда требуется проведение ревизии или аудита. И, конечно, нужны юридические знания и опыт, чтобы подготовиться к процессу и грамотно выступить в суде.

Источник: https://law03.ru/crime/article/necelevoe-ispolzovanie-denezhnyx-sredstv

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств ук рф

Попов С.В., соискатель Пятигорского государственного технологического университета.

Как известно, бюджетные средства, предназначенные для финансового обеспечения государственных и муниципальных функций, выделяются в распоряжение получателей бюджетных ассигнований исключительно для финансирования конкретных целей. Однако законодательно признанное положение о целевом характере бюджетных средств нередко игнорируется при исполнении бюджетов всех уровней.

Получившая значительное распространение практика нецелевого расходования бюджетных средств препятствует эффективной деятельности государства и местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ и тем самым причиняет существенный ущерб интересам российского народа, общества и государства в целом.

В этой связи в современной юридической и общественно-политической литературе открыто признается, что масштабное нецелевое использование бюджетных средств является реальной угрозой для национальной безопасности России.

Необходимость противодействия этой угрозе предопределила появление в Уголовном кодексе РФ новой статьи, устанавливающей ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительным непосредственным объектом нецелевого расходования бюджетных средств могут являться интересы личности, общества и государства, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетных средств.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, является его предмет – бюджетные средства в крупном размере, за исключением тех, которые предоставлены в форме бюджетного кредита, поскольку уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетного кредита наступает по ч. 2 ст. 176 УК РФ.

Согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. Обращает на себя внимание некоторая непоследовательность законодателя, который в диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ признал крупный размер признаком общественно опасного деяния (“расходование бюджетных средств..

. совершенное в крупном размере”), а в примечании к ст. 285.1 УК РФ указал, что крупный размер – это определенная сумма бюджетных средств, то есть признак предмета преступления.

На наш взгляд, крупный размер характеризует не объективную сторону нецелевого расходования бюджетных средств, а является стоимостным, количественным критерием предмета этого преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц (ч. 1 ст. 227 БК РФ).

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 285.

1 УК РФ расходование бюджетных средств является нецелевым, если бюджетные средства израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определяются следующими утвержденными документами:

а) бюджет – основной финансовый план соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления;

б) бюджетная роспись, т.е. документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ (ст. 6 БК РФ);

в) уведомление о бюджетных ассигнованиях, т.е. документ, в форме которого орган, исполняющий бюджет, доводит показатели бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 220 БК РФ);

г) смета доходов и расходов, т.е. план доходов и расходов бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ);

д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, – таковым может быть соглашение о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, нормативный акт органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления.

Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств – это осуществление платежа (списание бюджетных средств со счета бюджета в пользу физических и юридических лиц) на цели, не соответствующие условиям получения бюджетных средств.

Показательными примерами нецелевого расходования бюджетных средств могут являться факты, изложенные в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 августа 1997 г. N 21-7-97 “О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся”. Так, руководители Данковского РОНО Липецкой области средства в сумме 231,8 млн. руб.

, выделенные из федерального бюджета на питание детей в дошкольных учреждениях, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, потратили на приобретение легкового автомобиля, холодильников и выплату себе премий. В Комаричском профучилище Брянской области из денежных средств в сумме 94 млн. руб., перечисленных на питание, 30 млн. руб.

с разрешения управления образованием израсходовано на другие цели. В СПТУ Солонешского района Алтайского края более 12 млн. руб., выделенных из федерального бюджета на питание студентов, израсходованы на хозяйственные нужды. Руководством школьно-базовой столовой N 38 г. Екатеринбурга средства в сумме 142,8 млн. руб.

, выделенные на компенсацию питания, направлены на погашение задолженности по транспортным расходам. В Донском казачьем кадетском профучилище и учебном центре г. Волгодонска Ростовской области эти средства перераспределены на оплату командировочных расходов и прочие хозяйственные нужды .

СПС КонсультантПлюс.

Провозглашая принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), законодатель в отдельных случаях предоставляет получателям бюджетных средств возможность использования бюджетных ассигнований на цели, не соответствующие условиям их получения. Так, согласно ст.

237 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах Федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Такое нецелевое использование бюджетных средств осуществляется на основании закона и преследует цель минимизировать негативные последствия задержки финансирования из бюджета или недофинансирования бюджетных учреждений. Иными словами, при наличии оснований, предусмотренных ст. 237 Бюджетного кодекса РФ, нецелевое использование бюджетных средств следует признавать правомерным.

Представляется, что нецелевое использование бюджетных средств, признанное правомерным, не может иметь уголовно-правового значения и не подлежит квалификации по ст. 285.1 УК РФ.

Субъект нецелевого расходования бюджетных средств является специальным. Согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ таковым является должностное лицо получателя бюджетных средств. В соответствии со ст.

162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств – это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.

1 УК РФ, может являться лишь то должностное лицо получателя бюджетных средств, на которое возложена персональная ответственность за выполнение юридической обязанности по целевому расходованию бюджетных ассигнований.

Если же должностное лицо получателя бюджетных средств не уполномочено принимать решения о расходовании бюджетных ассигнований, а, соответственно, не ответственно за их целевое использование, то такое лицо не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

К числу должностных лиц получателя бюджетных ассигнований, уполномоченных принимать решения о расходовании бюджетных средств и несущих персональную ответственность за их целевое использование, как правило, относятся руководитель учреждения или организации, его заместители, главный бухгалтер. Следовательно, указанные должностные лица получателя бюджетных средств и являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Совершая преступление, предусмотренное ст. 285.1 УК РФ, субъект должен осознавать общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств и желать совершить указанные действия.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств дифференцирована посредством установления в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ двух квалифицированных составов этого преступления:

  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. “а” ч. 2 ст. 285.1 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное в особо крупном размере (п. “б” ч. 2 ст. 285.1 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

В судебной практике подчеркивается, что преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору в случае участия в его совершении, как минимум, двух соисполнителей .

Соответственно, нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, имеет место, если в преступлении участвовали два или более исполнителя, обладающих признаками специального субъекта этого преступления.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 4. С. 9.

Самостоятельным квалифицированным составом нецелевого расходования бюджетных средств является “то же деяние, совершенное в особо крупном размере” (п. “б” ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). Однако согласно примечанию к ст. 285.

1 УК РФ особо крупным размером в этой статье признается сумма бюджетных средств, превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей, то есть признак предмета нецелевого расходования бюджетных средств. Мы уже обращали внимание на это противоречие и пришли к выводу, что в ст. 285.1 УК РФ размер характеризует не объективную сторону, а предмет соответствующего преступления.

Это означает, что в основу выделения рассматриваемого квалифицированного состава нецелевого расходования бюджетных средств положен квалифицирующий признак, характеризующий предмет этого преступления.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/16381-ugolovnaya-otvetstvennost-necelevoe-raskhodovanie-byudzhetnykh-sredstv

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность по УК РФ, штраф

Нецелевое расходование бюджетных средств ук рф

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям.

Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает.

Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше).

Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ.

Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Источник: https://rsgji.ru/shtrafy/neczelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv-otvetstvennost-po-uk-rf-shtraf.html

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Нецелевое расходование бюджетных средств ук рф

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Часть 1 ст.

2851 УК РФ предусматривает ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

В 2005 г. было зарегистрировано 82, в 2006 г. – 150, в 2007 г. – 156, в 2008 г. – 197 таких преступлений.

Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет — основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе.

Бюджетное законодательство РФ стоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (законов субъектов РФ) о федеральном бюджете (бюджете субъектов РФ) на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения (ч. 1 ст. 2 БК РФ).

Объективная сторона характеризуется действием — расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнациях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Существуют три уровня бюджета: первый уровень — федеральный бюджет, второй уровень — бюджеты субъектов РФ, третий уровень — местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Бюджетная роспись представляет собой документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Так, сводная бюджетная роспись федерального бюджета (составляемая Минфином России) предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы.

Любые бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

На основе бюджетной росписи составляются и утверждаются сметы доходов и расходов, т.е.

финансово-плановый акт любого бюджетного учреждения, в котором определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Любой бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Доходы являются финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Расходы служат удовлетворению общественных потребностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2851 УК РФ крупным размером в данной статье признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

Субъект преступления — должностное лицо получателя бюджетных средств, т.е. должностное лицо бюджетного учреждения или иной организации, имеющей право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (например, губернатор области или края, руководитель органа местного самоуправления).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Соответствующее должностное лицо осознает, что осуществляет нецелевое расходование бюджетных средств, и желает совершения таких действий.

Часть 2 ст. 2851 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: a) группой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст. 2851 УК РФ особо крупным размером признает сумма, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

Источник: https://isfic.info/ugkurs2/naumov99.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.