Нецелевое использование бюджетных средств

Содержание

Чем грозит нецелевое расходование средств

Нецелевое использование бюджетных средств

Как уже было сказано выше, во время распределения бюджетных средств указывается не только сумма выделения, но и цель ее практического использования.

При этом согласно ранее составленному плану от бюджетной организации, уровень обеспечения устанавливается в зависимости от поставленных финансовых и хозяйственных задач на будущий год.

И возможность оперирования деньгами разрешается только в пределах статей и сумм.

Если проверяющей службе удастся выявить, что деньги были использованы вне плана, но на нужды предприятия, то к виновным лицам применяются нормы административной ответственности.

Так, наказание применяется, как к служащим, допустившим нарушение, так и к самой организации. Штрафовать должностных лиц можно в пределах 20 000 – 50 000 рублей. Штраф для предприятий рассчитывается в зависимости от объема израсходованных денег и может быть в пределах 5-20 процентов от общей суммы затрат.

Например, директор С предприятия А оформил реализацию денег на ремонт служебных помещений, что не было запланировано бюджетными средствами. После выявления нарушения и рассмотрения административного протокола директор был оштрафован на сумму в 40 тысяч рублей, а предприятие потеряло возможность использования 15% денег от незаконно реализованных.

https://.com/watch?v=tOYUUJLKAdI%3Ffeature%3Doembed

Нецелевое использование бюджетных средств проблемы квалификации и ответственность

Бычков С.С., начальник отдела методологии исполнения бюджетовДепартамента бюджетной политики Минфина России

     Вопросы определения нецелевого использования бюджетных средств при проведении проверок (ревизий) бюджетных учреждений органами государственного (муниципального) финансового контроля по-прежнему остаются весьма острыми.

В настоящей статье рассматривается ряд наиболее острых вопросов квалификации нецелевого использования бюджетных средств, возникающих по результатам проверок (ревизий) бюджетных учреждений.

При этом в данной статье ограничимся рассмотрением случаев полного соответствия фактически проведенных операций данным первичных документов (контракт (договор), акты выполненных работ (услуг), акты о приеме-передаче, накладные и т.д.). 

Ошибки при указании КОСГУ в платежных документах

     Вопросы о квалификации бюджетных правонарушений, связанных с выявляемыми ошибками при указании кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в платежных документах занимают особое место.

    При определении нецелевого использования бюджетных средств в связи с применением КОСГУ проверяющие исходят из принципа статьи 38 Бюджетного кодекса РФ о целевом характере бюджетных средств, означающего доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В этой связи, по мнению проверяющих, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете (смете) при выделении конкретных сумм, содержат признаки нецелевого использования бюджетных средств.

При этом одним из основных критериев нецелевого использования бюджетных средств является ошибочное указание в платежных документах кодов КОСГУ, которое исходя из предмета и содержания первичных документов не соответствует Указаниям Минфина России о порядке применения бюджетной классификации.

    Вместе с тем наличие (отсутствие) оснований для определения в таких случаях нецелевого использования бюджетных средств, допущенного бюджетным учреждением, зависит от целой совокупности обстоятельств, которые на практике проверяющие учитывают не в полном объеме.

    Во-первых, в настоящее время главный распорядитель бюджетных средств обладает значительной свободой в управлении бюджетными средствами, выделяемыми ему финансовым органом.

В частности, на федеральном уровне с 2008 года Минфин России доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств по кодам КОСГУ укрупненно (ЛБО доводятся в целом по подстатье КОСГУ 220, подстатье 300 и т.д. — приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н).

Поэтому определение, по какому конкретно коду КОСГУ доводятся ЛБО до конечных получателей бюджетных средств и на какие цели, в первую очередь зависит от главного распорядителя бюджетных средств. В этой связи определяющим документом, устанавливающим, на какие именно цели предусматриваются суммы расходов на текущий финансовый год по каждому конкретному коду КОСГУ, является бюджетная смета (как правило, утверждаемая главным распорядителем бюджетных средств), а не Указания Минфина России о порядке применения бюджетной классификации. Необходимо также отметить, что распределение бюджетных ассигнований законом (решением) о бюджете устанавливается по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета, но не увязано с кодами КОСГУ (

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных: 

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; ч. 3.10 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ; Порядок санкционирования расходов, осуществляемых за счет средств целевых субсидий, для федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Условия о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств субсидий на иные цели, как правило, прямо предусматриваются уполномоченными органами при утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (см., например, п. 6 Порядка, утв. приказом МИД России от 12 октября 2015 г. № 19225, п. 3 Правил, утв. приказом Минобороны России от 24 июля 2014 г. № 513).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (ч. 3, ч. 3.7 ст. 2 закона об автономных учреждениях, письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/295).

Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте ст. 306.

4 Бюджетного кодекса РФ и такая операция квалифицирована быть не может.

Судебная практика

В настоящее время в судах рассматривается довольно много дел подобного типа. Суть многих из них сводится к неправильной КОСГУ. Некоторые касаются неверного применения КБК.

Имеют место и случаи, когда бюджетным учреждением были получены деньги за какую-либо услугу и далее потрачены на свои нужды.

По закону средства должны быть перенаправлены в бюджет, и только после выданы организации на расходы.

Ежегодно бюджетная организация составляет план расходов. Указанная сумма в нем не должна быть превышена ни при каких обстоятельствах. Если наблюдается перерасход, то это автоматически является поводом для рассмотрения ситуации в судебном порядке.

Срок давности за нецелевое расходование или хищение бюджетных средств равен 6 годам. Каждое нарушение из вышеперечисленных рассматривается в частном порядке, и даже опытные адвокаты не всегда способны предугадать исход суда.

Рассмотрение подобных дел производится по определенным правилам. Чтобы подсудимый был признан виновным, нужно чтобы основания для применения наказания сошлись на одном преступном действии.

Такими основаниями являются:

  • подсудимый является должностным лицом, которое имеет право самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями;
  • подсудимый должен осознавать на момент совершения действия какие изменения они понесут за собой.

Очевидно, что субъектом преступного действия может выступать только высокопоставленное должностное лицо, ведь рядовой сотрудник не имеет право распоряжаться средствами на свое усмотрение. Что качается осознания последствий, то тут все гораздо проще. Факт осознания зачастую подтвержден должностью. Некомпетентный сотрудник занимать ее попросту не может.

Основной особенностью подобных дел является то, что обвиняемый имеет возможность оспорить выводы контролирующего органа до рассмотрения дела, так и в судебном порядке. Проштрафившейся организации и должностному лицу дается пять дней на оспаривание выводов контролирующей организации. Далее дело направляется в суд, решением которого может быть назначена уголовная ответственность.

Что является нецелевым использованием бюджетных средств

Предусмотреть полный список потенциальных нарушений расходования федеральных накоплений практически невозможно. Поскольку, как показывает статистика проведения целевых и внеплановых проверок, с каждым разом устанавливаются все новые и новые методы внебюджетного использования поступлений. Но можно выделить наиболее часто встречающиеся проступки:

  • трата денег происходит на те нужды, которые бюджетным учреждением не были запланированы на текущий год (все хозяйственные и финансовые потребности должны также быть распланированы на отчетный период);
  • если руководитель предприятия самостоятельно вносит изменения в объемы затрат по разным направлениям;
  • если с числа выделенных денежных средств были оплачены те виды затрат, покрытие которых должно происходить из других источников;
  • если средства используются на покрытие затрат, не относящихся к деятельности бюджетного учреждения;
  • оплата всех внутренних работ, не включенных в план на текущий год.

Это лишь вершина айсберга, но Бюджетный кодекс РФ максимально подробно описывает возможные нарушения со стороны должностных лиц и государственных организаций. Кроме того, дополнительно нормы нецелевого использования федеральных денежных средств оговариваются и в Уголовном кодексе России и административном своде норм.

Аналогичным образом формируется и механизм воздействия на злоумышленников в Украине. А вот Беларусь несколько серьезнее относится к порядку реализации республиканских денег, поэтому и меры воздействия – более жесткие.

Источник: https://mup-info.com/necelevoe-ispolzovanie-budzetnyh-sredstv/

Нецелевое использование бюджетных средств, какая отвественность

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств обычно представляет собой их направление на решение задач без наличия соответствующих законных оснований. Данное деяние выступает в качестве правонарушения бюджетных норм законодательства РФ. Осталось лишь ответить на вопрос, какие расходы являются нецелевыми.

Что это такое нецелевое использование средств?

Речь идет о нарушении бюджета, которое детально описано в ст. 306.4 ч. 1 БК РФ. В качестве нецелевого расходования выступает такое расходование поступлений, которое не соответствует законодательству о бюджете, соглашении и смете. В качестве правонарушения, если опираться на нормы ст.

306.1 ч. 1 рассматриваемого документа, признается нарушение требований бюджетного законодательства, в т. ч. нормативных актов, регулирующих финансовые отношения и договоры в данной сфере. Сюда же можно отнести нерациональное действие или его отсутствие со стороны главного распорядителя.

Кто может выступать в качестве получателя?

В ст. 6 указанного выше документа отмечено, что это могут быть:

– государственные структуры;

– управления фондов внебюджетного типа;

– органы управления на местном уровне;

– казенные организации;

– администрации муниципального характера.

Все они имеют возможность принятия и исполнения финансовых обязательств от официального представителя публично-правовой инстанции за счет конкретного фонда. При этом в роли получателя они не выступают, так что действие нормативов закона – ч. 1 ст. 306 – на него не распространяются.

Но нужно принять во внимание вторую часть, в которой есть упоминание о рассматриваемом действии. Ответственность согласно ей наступает за отсутствие принятия мер или неверное действие, приводящее к игнорированию законодательных норм, обеспечивающих регламентирование финансовых отношений.

Что касается мер принуждения, в данной ситуации они могут применяться по отношению к субъектам, которые не выступают в качестве участников действий. По этим причинам нецелевое пользование бюджетными деньгами со стороны казенной организации есть нарушение закона.

Что означает аббревиатура «КОСГУ»?

Традиционно под ней принято понимать классификацию операций, относящихся к сектору государственного управления. Точное значение предполагает комплекс действий, которые выполняются в рамках управления на уровне государства. В данном случае речь идет об использовании кодов в порядке, установленном державой, в частности – Минфином. Он же регламентирован в БК РФ, ст. 23.

В каждой статье этого документа описывается возможное направление, в котором будут расходоваться финансы. Затраты традиционно сопровождаются оформлением договора в письменном виде.

Если у проверяющих лиц имеются подозрения на нецелевое использование финансов, требуется изучение причин и обстоятельств, побудивших виновника сделать этот шаг. Если наблюдается нерациональное отнесение расходов на ст.

КОСГУ, ни о каком правонарушении не может идти речи. Это связано со следующими ситуациями:

– расходование денег обусловлено бюджетной сметой или иным документом;

– отсутствие злого умысла в действиях лица, нарушившего законодательство.

На практике нередко встречаются ситуации, в которых для оформления расходов организации не предусмотрена статья. В связи с этим перечень рассматриваемого классификатора имеет открытый характер.

В этой ситуации соотнесение затрат можно осуществить, если руководствоваться любым другим законодательным положением, ни в одной из ситуаций это деяние не будет совершено против закона.

Учреждению удастся избежать ответственности, если оно сможет своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки, например, отправить письмо в казначейство.

Меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств

Она прописана в таких документах, как Уголовный кодекс, Кодекс по административным правонарушениям и Бюджетный кодекс РФ. Согласно КОАП РФ, привлечение к ответственности происходит в таком порядке.

  1. Сначала собираются необходимые сведения со стороны проверяющих инстанций.
  2. Затем оформляется протокол о факте административного правонарушения, согласно ст. 28.3 КОАП РФ. Он оформляется силами должностных лиц в органах, имеющих соответствующие полномочия. Это Росфиннадзор, Счетная палата.
  3. После этого происходит рассмотрение дела, посвященного административному нарушению. По его итогам выносится акт. Он изучается на протяжении 15 дней с момента, когда был получен протокол.

Иногда отрезок времени, указанный в последнем пункте, может растянуться до 30 дней.

Административная ответственность

Она заключается в уплате штрафа в сумме от 20 до 50 т. р., дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Юридические лица, в свою очередь, уплачивают 5-25% от величины, которая была направлена не по назначению. В ст. 23.

7 сказано, что дела такого плана рассматриваются со стороны федерального органа исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор в бюджетной области, это Росфиннадзор.

Уголовная ответственность

Она традиционно наступает в том случае, если объем средств, которые были израсходованы не по назначению, превысил отметку в 1,5 миллиона рублей, по статье 285.1 УК РФ.

В рассматриваемой ситуации виновному лицу придется заплатить штраф в сумме 100-300 тысяч рублей, а также быть арестованным на срок до полугода или лишенным свободы на период до двух лет.

Иногда судья может направить на принудительные работы.

При совершении злодеяния на основании предварительного сговора или целой группой лиц наказание станет более серьезным. Штрафная санкция станет равна 200-500 т. р. или будет представлять собой размер дохода за 3 года.

Запрет на ведение деятельности будет наложен на 3 года. Наряду с этим могут назначаться работы принудительного характера в течение 5 лет. На такой же срок грозит и тюремное заключение.

Эти же санкции применяются, если объем нецелевого расходования средств составил 7,5 млн. рублей и более.

Бюджетная ответственность

Согласно нормам соответствующего кодекса, а именно – ст. 289, если денежные средства были растрачены не по назначению, они могут быть изъяты. Ранее применялось иное наказание, в частности – блокирование расходов. Однако с 2010 года рассматриваемая норма перестала действовать.

Примеры нецелевого расходования бюджетных средств

Данное преступление может быть квалифицировано исключительно в том случае, если кассовые расходы учреждением уже были понесены. Стоит рассмотреть несколько практических ситуаций подобных правонарушений:

  • внесение платы за услуги и работы, не связанные с основной специализацией организации;
  • оплата коммунальных услуг без возмещения соответствующих затрат;
  • выделение финансов для строительства объектов, которое по факту не осуществляется;
  • несение затрат, которые не предусмотрены в рамках проекта;
  • обеспечение бюджетных фондов целевого характера, а также резервов, относящихся к исполнительной власти;
  • реализация конкретных программ для достижения целей, которые предусмотрены иными разделами бюджета.

В каком порядке происходит обжалование решения росфиннадзора?

Если руководство организации желает выразить несогласие с решением, принятым проверяющей стороной, и считает, что траты были законными, оно может быть обжаловано.

Порядок при этом описывается более детально в ст. 30 Кодекса по административным правонарушениям.

Предоставление обращения происходит по адресу судебной инстанции или контролирующего органа на протяжении 10 дней с момента, когда было получено постановление.

От получателя жалобы на протяжении трехдневного отрезка времени требуется направление ее в адрес судьи с приложением соответствующих материалов. Фискальный орган, в свою очередь, осуществит рассмотрение документов на протяжении двух месяцев и вынесет окончательное решение. Оно может заключаться в следующих аспектах:

  • отказ в удовлетворении жалобы, при этом постановление продолжает действовать;
  • отмена решения в том случае, если основание для его вынесения не получило фактических доказательств;
  • отмена постановления и возврат дела в контролирующую инстанцию в целях повторного рассмотрения при выявлении правонарушений.

Именно в этом законодательстве дано максимально точное определение нецелевого расходования бюджетных средств. Что касается наказания, оно предусмотрено нормативами КОАП РФ и УК РФ. К самым распространенным видам ответственности можно отнести штрафы, дисквалификацию, тюремное заключение.

Источник: https://advokati-moscow.ru/info/necelevoe-ispolzovanie-budzhetnih-sredstv/

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК).

Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств).

Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств.

В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния.

Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст.

39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).

Источник: http://stYKRF.ru/285-1

Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств, Обзор судебной практики от 17 декабря 2015 года

Нецелевое использование бюджетных средств

Перед изучением Обзорарекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I.Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств

Бюджетные средства в силуположений Бюджетного кодексаРоссийской Федерации (далее – БК РФ) выделяются в распоряжениеконкретных получателей бюджетных средств с обозначением направленияих на финансирование конкретных целей, а любые действия, приводящиек нарушению адресности либо к направлению бюджетных средств нацели, не названные в бюджете при выделении конкретных сумм,являются незаконными.

Так, пунктом1 статьи 306.4 БК РФ (ранее данное правонарушениерегулировалось положениями статьи289 БК РФ) установлено, что нецелевым использованием бюджетныхсредств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФи оплата денежных обязательств в целях, не соответствующихполностью или частично целям, определенным законом (решением) обюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетнойсметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимсяправовым основанием предоставления указанных средств.

Указанная статья,регулирующая последствия нецелевого использования бюджетныхсредств, предусматривает бюджетные меры принуждения – взысканиебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, иприостановление (сокращение) предоставления межбюджетныхтрансфертов (за исключением субвенций). Данные меры не являютсяадминистративным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вследствиечего при их применении нормы этого Кодекса не применяются.

Порядок взысканияуказанных бюджетных средств регулируется бюджетнымзаконодательством. Взыскание производится в бесспорном порядкефинансовыми органами и органами Федерального казначейства (ихдолжностными лицами) на основании уведомления о применениибюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального)финансового контроля (пункт 1статьи 306.2 БК РФ).

При этом применение кучастнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения неосвобождает его должностных лиц при наличии соответствующихоснований от ответственности, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации (в частности, административной и уголовнойответственности).

Так, статьей15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность занецелевое использование бюджетных средств.

Объектом данногоадминистративного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективной сторонойэтого правонарушения является использование бюджетных средств нацели, не соответствующие условиям их получения, определенным вутвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетныхассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе,являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Субъектами указанногоправонарушения могут быть как должностные лица организаций -получателей бюджетных средств, так и сами организации – получателибюджетных средств.

Субъективная сторонаданного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

При рассмотрении вопросао законности меры принуждения в виде взыскания в бесспорном порядкебюджетных средств, используемых не по целевому назначению,примененной на основании статьи306.4 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административнойответственности на основании статьи15.14 КоАП РФ, необходимо детально анализировать объективнуюсторону рассматриваемого правонарушения, исключая возможностьпривлечения к ответственности за действия, которые не могут бытьквалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Так, для составления иисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерациииспользуется бюджетная классификация Российской Федерации, котораяпредставляет собой группировку доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, в том числе классификация операций секторагосударственного управления (статьи18, 19 БКРФ).

Если будет установлено,что исходя из содержания наименований статей и подстатейКлассификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью(в случае, когда статья не детализирована подстатьями) илиподстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало быотнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходымогли бы быть равным образом отнесены на различные статьи иподстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счетсредств, выделенных на любую из возможных к применению статей илиподстатей Классификации, не может быть признано нецелевымиспользованием бюджетных средств (пункт14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 “О некоторыхвопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодексаРоссийской Федерации”).

Ниже приводится обзорвыводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорнымвопросам, возникающим при нецелевом использовании бюджетныхсредств, а именно:

-квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств;

-действия, не подпадающие под нецелевое использование бюджетныхсредств;

-спорные вопросы применения бюджетных мер принуждения;

-административная ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств.

1.Квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств

1.1. Постановление Арбитражного судаВолго-Вятского округа от 20.10.

2015 N Ф01-4151/2015 по делу NА31-11366/2014

Исковые требования:

ООО “ЗУБиК” (получательсредств бюджета) обратилось в суд с заявлением о признаниинезаконными принятых Территориальным фондом обязательногомедицинского страхования субъекта РФ (Фондом) акта комплекснойпроверки и требования о восстановлении средств, использованных непо целевому назначению, и уплате штрафа.

Решение суда:

Вудовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Установив, что позаключенному Фондом и ООО “ЗУБиК” (получателем средств бюджета)договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательномумедицинскому страхованию последнее обязалось расходовать средстваобязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскуюорганизацию, в соответствии со структурой тарифа, установленногоТарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательномумедицинскому страхованию на территории субъекта РФ в соответствии сБазовой программой обязательного медицинского страхования, при этомв соответствии с названным Тарифным соглашением при распределениисредств на заработную плату работников медицинской организации неучитывается и в структуру тарифа не входит оплата трудаспециалистов с высшим и средним медицинским образованием,оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением намедицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющихдействующих сертификатов по соответствующей специальности, тогдакак по результатам проведенной Фондом проверки ООО “ЗУБиК”установлено использование средств обязательного медицинскогострахования на выплату в 2013, 2014 годах заработной платымедицинскому персоналу при отсутствии у них действующихсертификатов специалистов, суд пришел к выводу о том, что выплатазаработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатовпо соответствующей специальности является нецелевым использованиемсредств обязательного медицинского страхования.

1.2. Постановление Арбитражного судаВосточно-Сибирского округа от 29.07.2015 N Ф02-3421/2015 по делу NА58-7126/2014

Исковые требования:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420329083

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершениидействий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетныхсредств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использованиебюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не поназначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

https://www.youtube.com/watch?v=FU0uQTyD1ug

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

Источник: https://mytopfinance.ru/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.