Нецелевое использование бюджетных средств ук рф комментарии

к СТ 285.1 УК РФ

Нецелевое использование бюджетных средств ук рф комментарии

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

Комментарий к статье 285.1 УК РФ:

1. Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст.

1, 38 БК РФ). Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов.

Это может быть финансирование расходов по смете, которая не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях, в том числе другим документам (финансирование расходов сверх запланированных лимитов).

Преступные действия направлены исключительно на противоправное расходование бюджетных средств вопреки основаниям и условиям, для которых они выделены. Согласно Бюджетному кодексу (ст. 219, п. 1 ст.

227) расходованием бюджетных средств является процедура финансирования, выполняемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления выполняют функции органов, подтверждающих бюджетные обязательства.

Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания комментируемого состава преступления.

3. Нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) является их использование на цели, не соответствующие условиям получения.

Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения.

Основные направления расходов бюджетов различных уровней регламентируются положениями главы 10 БК РФ, где предусмотрены основания формирования бюджетов, расходные части бюджетов, расходы (капитальные, текущие, закупки, реестры закупок и т.п.).

Формы расходов могут быть самими различными (ст. 69 БК РФ): средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований и др.

4.

Расходование денежных средств состоит из трех основных этапов: 1) утверждение сводной бюджетной росписи и доведение ее показателей до всех нижестоящих получателей бюджетных средств; 2) составление получателем сметы доходов и расходов и ее утверждение вышестоящим органом; 3) наличие обязанности (бюджетное обязательство) по расходованию денежных средств бюджета и их использование согласно бюджетной росписи и утвержденной смете.

5. Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого.

7. Субъект данного преступления специальный. Это обязательно должностное лицо (более подробно изложено в параграфе 1 данной главы) и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств.

8. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору.

При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств.

Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. рублей.

9. Размещение бюджетных денежных средств на банковских счетах либо передача их на правах доверительного управления не содержит признаков комментируемого состава преступления.

В подобных случаях действия должностного лица следует квалифицировать по признакам злоупотребления должностным положением (ст.

285 УК), а при присвоении либо приобретении на бюджетные средства права путем обмана совершенное следует квалифицировать по совокупности преступлений, квалифицируемых по ст. ст. 285, 159, 160 УК.

Источник: http://www.UgolKod.ru/kommentarii-k-st-285-1-uk-rf

Некоторые вопросы толкования нецелевого расходования бюджетных средств применительно к ст. 285.1 УК РФ

Нецелевое использование бюджетных средств ук рф комментарии

Офицерова А.В., аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права ФГОУ ВПО “Саратовская государственная академия права”, ассистент кафедры правовых дисциплин ФГОУ ВПО “Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина” – филиал в г. Тамбове.

Диспозиция ст. 285.

1 УК РФ определяет нецелевое расходование бюджетных средств как “расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств…”.

Подобная формулировка нецелевого использования (расходования) бюджетных средств содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 289), в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 15.

14), а также в подзаконном нормативном акте – Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н (п. 2) .

См.: Российская газета. 2001. 21 июля.

Критерием установления нецелевого характера расходования бюджетных средств все вышеперечисленные нормативные акты, включая соответственно и УК РФ, определяют не содержательный – достижение надлежащего результата в процессе использования бюджетных средств, а юридический – соблюдение всех формально установленных условий, предусмотренных при выделении данных средств .

См., напр.: Минькова А.М. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Российская юстиция. 2006. N 2. С. 33.Что же следует понимать под соблюдением формально установленных условий, предусмотренных при выделении данных средств?

Вот здесь, на наш взгляд (и это подтверждается практикой), большой разброс самого различного толкования и определения видов нецелевого использования бюджетных средств.

В первую очередь нецелевым признается использование средств на цели, не предусмотренные в следующих документах: утвержденном бюджете соответствующего уровня, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов бюджетного учреждения .

Это выводится непосредственно из законодательного определения понятия нецелевого расходования (использования) бюджетных средств. Кроме того, см., напр., Инструкцию о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденную Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н, и др.

Однако использование средств на цели, не предусмотренные, например, сметой расходов, есть безусловное нарушение бюджетной дисциплины, и, возможно, именно по этой причине в практике встречается редко, поскольку, как правило, по итогам отчетного периода указанные нарушения устраняются самими бюджетополучателями .

Данный факт отмечает судья Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Т. Брюханова. См.: Цель оправдывает средства // http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1162011.

К нецелевому использованию относится расход средств не по тому коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (т.е. перераспределение средств с одного кода на другой без санкции главного распорядителя этих средств) .

См., напр.: Антипова Т.В. “Черная дыра” в бюджетном законодательстве // “Черные дыры” в российском законодательстве. 2005. N 1. С. 332; Пшеничникова И.В. Нецелевое расходование бюджетных средств // Арбитражная практика. 2003. N 6. С. 52 и др.

Нецелевым использованием является расходование бюджетных средств при отсутствии оправдательных документов, а именно в отсутствие оформления или при неправильном оформлении первичных документов .

См., напр.: Антипова Т.В. “Черная дыра” в бюджетном законодательстве // “Черные дыры” в российском законодательстве. 2005. N 1. С. 332 и др.

К нецелевому использованию относится расходование бюджетных средств сверх установленных норм, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.) . Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода нормативов.

См.: Пшеничникова И.В. Нецелевое расходование бюджетных средств // Арбитражная практика. 2003. N 6. С. 52 и др.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н , к нецелевому использованию относится также недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества.

См.: Ведомственное приложение к “Российской газете”. 1998. 31 октября.

Направление средств, выделенных из федерального бюджета, на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи, осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки тоже являются нецелевым использованием .

Отнесение данных операций к нецелевому использованию средств, выделенных из федерального бюджета, содержится, например, в п. 4 Порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 714, в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N ПВ-6-11/487 “Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование”.Нецелевым расходованием бюджетных средств признается и списание сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов .
См., напр.: Антипова Т.В. “Черная дыра” в бюджетном законодательстве // “Черные дыры” в российском законодательстве. 2005. N 1. С. 332 и др.

К нему могут быть отнесены также и следующие действия с бюджетными средствами:

  • перечисление средств с бюджетного счета организации-получателя на иной расчетный счет данной организации, а также перечисление средств главными распорядителями федеральных ассигнований подведомственным организациям на их расчетные или текущие счета;
  • расходование средств на возврат банковских ссуд, уплату процентов по ним;
  • расходование средств на выплату штрафов за несвоевременную уплату кредитов и процентов по ним;
  • предоставление бюджетных средств в качестве кредитов и ссуд;
  • отвлечение средств федерального бюджета в дебиторскую задолженность путем денежного зачета;
  • расходование бюджетных средств, полученных по сметным назначениям текущего года, на расходы предыдущих лет;
  • перечисление в конце финансового года бюджетных средств торговым, снабженческим, строительным и другим организациям по бестоварным счетам в виде авансов с учетом последующего возврата на бюджетный или текущие счета в новом году;
  • неперечисление в доход федерального бюджета сумм арендных (субарендных) платежей, полученных от сдачи в аренду помещений, находящихся в федеральной собственности;
  • покупка иностранной валюты, векселей и проведение других краткосрочных операций за счет бюджетных средств;
  • оплата пени за просроченные платежи в государственные внебюджетные фонды (при условии своевременного финансирования организаций) и необоснованная переплата в указанные фонды, а также их формирование за счет бюджетных средств;
  • приобретение недвижимости и иных материальных ценностей, не имеющих отношения к целям программы, под реализацию которой получен государственный целевой кредит ;

См.: Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. … д.ю.н. М., 2002. С. 43 – 45.

  • завышение объемов выполненных работ, расценок, а также выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией , и др.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/28761-nekotorye-voprosy-tolkovaniya-necelevogo-raskhodovaniya-byudzhetnykh-sredstv

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.